«Дом инноваций» разбирался, как работает инновационный платежный сервис Android Pay от Google и кому станет легче его прихода в Украину.
1 ноября компания Google объявила о запуске в Украине сервиса Android Pay, позволяющего оплачивать покупку в интернете и торговых сетях бесконтактно, просто приложив смартфон к терминалу на кассе. Воспользоваться сервисом могут владельцы устройств на операционной системе Android версии KitKat 4.4 и выше. Для этого нужно сначала скачать приложение Android Pay из магазина Google Play и ввести в него данные банковской карты. Чтобы рассчитаться в торговой сети достаточно разблокировать смартфон и приложить его к бесконтактному терминалу. Нет необходимости доставать карту, тратить время на поиск купюр, вводить код в приложение.
По данным Google, в Украине Android Pay поддерживают сотни компаний. Среди них – торговые сети Сильпо, Фора, Ringoo, рестораны Макдональдс, заправки ОККО, WOG и даже Киевский метрополитен. Android Pay работает как с картами Mastercard, так и с Visa. Android Pay не передает данные банковской карты продавцу. При потере или краже телефона его можно заблокировать или удалить все данные дистанционно.
Украина стала 15 страной, в которую пришел этот сервис. А первым отечественным партнером Android Pay стал ПриватБанк. Пока воспользоваться сервисом могут только его клиенты. На очереди – Ощадбанк и ПУМБ. В Google обещают, что список банков-партнеров будут постоянно пополнять.
Банки могут подключаться к Android Pay по принципу Click to Accept. То есть просто через интернет, без бумажной волокиты и привлечения украинского офиса Google в процесс.
Внимание к Украине
Запуск Android Pay в Украине – это во многом результат инициативы «ПриватБанка», давно ведшей переговоры с Google. К этому моменту у банка уже был собственный инструмент бесконтактной оплаты – NFC-кошелек. Клиенты пользуются им и сейчас. Но количество девайсов в стране, поддерживающих бесконтактную оплату, далеко от идеала. Из 4 млн Android-смартфонов, имеющихся у клиентов «ПриватБанка», всего 496 тыс. оснащены чипами NFC.
Приход в Украину такого крупного игрока как Google может активизировать весь рынок и дать дополнительный толчок развитию безналичных платежей. "Мы хотим быть частью глобального платежного сообщества", - так объяснил мотивы "ПриватБанка" пресс-секретарь учреждения Олег Серга.
По его словам, сложнейшим в переговорах с Google было начать диалог и привлечь внимание компании к Украине. Но когда в Google увидели, как обстоит дело на местном рынке, переговоры пошли быстрее.
Зачем это Google
Google не зарабатывает на услуге Android Pay. По словам Дмитрия Шоломко, компания просто заинтересована в развитии безналичных расчетов. Основной заработок интернет-гиганту приносит реклама. Опытная компания eMarketer прогнозирует, что к концу 2017 г. Google заработает на рекламе $72,7 млрд. Если посмотреть Android Pay в этом ключе, то он может быть полезным инструментом для отслеживания конверсии интернет-магазинов. То есть Google в Украине будет лучше понимать, когда клики на объявление ее клиентов приводят к реальным приобретениям.
Как пояснил «Дому инноваций» генеральный директор Google в Украине Дмитрий Шоломко, у компании есть определенные бенчмарки (показатели), по которым она определяет готовность того или иного рынка к внедрению Android Pay. Среди таких критериев – объем безналичных платежей, уровень проникновения смартфонов в стране (в Украине он составляет 44%), количество терминалов в торговых сетях. В сети одного только «ПриватБанка» насчитывается 120 тыс. POS-терминалов, из которых 80 тыс. поддерживают бесконтактные платежи. Свою роль сыграли также возможность безналичной оплаты проезда в метро и популярность этой услуги в Украине. По данным Mastercard, за два года пассажиры в Украине 14 млн. раз оплатили проезд в транспорте с помощью банковской карты. Согласно исследованию Impact of Innovation компании Mastercard, Украина – один из наиболее открытых для инноваций рынков. В среднем украинцы проводят по четыре часа в день со смартфоном. Оплачивать покупку со смартфонов готово 72% жителей страны.