Алярм накануне банкротства системы аттестации кадров

Картинка профиля Світлана Благодєтєлєва-Вовк
Канд. екон. наук, доцент, голова ради ГО ТРОН
Светлана Благодетелева-Вовк

Недавно благодаря Kyiv School of Economics прослушала лекцию Open Lecture «Maximizing Public Wealth» by Dag Detter, одного из соавторов «The Public Wealth of Nations: How Management of Public Assets Can Boost or Bust Economic Growth» лучшей книги 2015 года по версии изданий The Economist и Financial Times. В ней, в частности, ученые доказали, что правительствам лучше сосредоточиться не на управлении долгом стран, а на управлении публичными активами, размер которых в глобальном измерении составляет около 75 трлн. долларов. При этом рост качества управления публичными активами позволит создать новый инвестиционный ресурс для развития инфраструктуры и улучшение жизни. Рост публичных доходов, вероятно, составит 750 трлн. долларов. Низкое качество менеджмента приводит не только к потере финансов, но и означает утрату возможностей. Авторы предлагают рецепт улучшения качества управления общественными активами на основе транспарентности и согласования институтов. Способом реализации такого управления может быть создание национального фонда благосостояния, который должен управляться как корпорация и быть отдаленным от политиков. Условие отдаленности от политиков обусловлено ​​тем, что они, как правило, думают только о перспективах удержания власти/переизбрания и в эффективном и качественном менеджменте публичных активов не заинтересованы, потому что практикуют популизм, на который не нужно тратить усилий.

Какие я сделала выводы по управлению публичными активами?

В частности системой присвоения ученых степеней:

  1. Этот актив управляется крайне неудовлетворительно. Ответственные лица из Министерства образования и науки Украины, в частности Liliia Hrynevych, Владимир Ковтунец, Shevtsov Andriy не осознают, что научный потенциал, в частности система аттестации, предназначена для его приращения, имеют стоимость.
  2. Сейчас эта стоимость является отрицательной за счет искусственного создания «пузыря» в этой сфере оппортунистами – плагиаторами, фальсификаторами, коррупционерами, которые действуя в свою пользу,
  • уничтожили качество научных исследований в большинстве наук,
  • привели к обесцениванию научных степеней,
  • вытесняют добродетельных ученых из образовательных учреждений (см. недавний скандал об увольнению Bohdan Pastukh),
  • перераспределяют в свою пользу публичные ресурсы в виде доплат, которые являются пожизненной рентой,
  • укореняют практики академической недобродеятельности и защищают свои позиции путем разработки нормативных актов (см., например, недавний проект порядка присуждения ученых степеней).
  1. Мотивированное бездействие ответственных лиц из МОН связано с интересом удержания политического контроля в сфере образования и науки. Этот контроль они осуществляют с помощью популизма и массированного пиара идей вроде «Новой украинской школы». Реально из-за плохое государственное управление у нас отсутствует ресурс на реализацию подобной задумки. Все что имеется расходуется на имитацию и создание «потемкинских деревень».
  1. Только через сопротивление представителей гражданского общества и развитие дискурса можно повлиять на изменение ситуации, в частности признание существующей проблемы и практических шагов по ее решению таких как:
  • сквозная независимая проверка защищенных диссертаций;
  • сквозная ревизия деятельности специализированных советов;
  • сквозная ревизия качества публикаций в научных профессиональных изданиях;
  • сквозная ревизия деятельности вузов, в которых функционируют сомнительные спецсоветы;
  • сквозная ревизия деятельности экспертных советов и аттестационной коллегии МОН;
  • ревизия нормативной базы регулирования этой сферы.

На время проведения сквозной ревизии временно прекратить защиты и выплаты доплат за ученое звание/ученую степень.

  1. По результатам ревизии следует:
  • определить степень плагиата, фальсификата и фабрикаций в квалификационных работах;
  • закрыть спецсоветы, которые пропускают плагиат, фальсификат;
  • закрыть научные профессиональные издания, которые публикуют плагиат, фальсификат;
  • расторгнуть контракты с ректорами, которые допускают функционирование недобродетельных спецсоветов;
  • разорвать отношения с экспертами и членами аттестационной коллегии, которые не осуществляют свои полномочия;
  • разработать адекватную ситуации и условиям развития нормативную базу, которая стимулировала б честных ученых и делала б невозможным деятельность недобродетельных.

Только после ревизии и очистки возможно «лопание» созданного «пузыря» и рост стоимости системы аттестации и, в перспективе – научного потенциала. Продолжение бездействия МОН в этой связи может привести к банкротству науки и образования, поскольку их функции в обществе скоро некому будет выполнять.

Что нам важнее – сохранить политический контроль оппортунистов или способствовать развитию науки и образования как общественных благ?

Этот вопрос к лидерам нашей политической элиты.

Підписуйтесь на наш канал у Telegram

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of