Алярм накануне банкротства системы аттестации кадров

Канд. екон. наук, доцент, голова ради ГО ТРОН
Алярм напередодні банкрутства системи атестації кадрів

Недавно благодаря Kyiv School of Economics прослушала лекцию Open Lecture «Maximizing Public Wealth» by Dag Detter, одного из соавторов «The Public Wealth of Nations: How Management of Public Assets Can Boost or Bust Economic Growth» лучшей книги 2015 года по версии изданий The Economist и Financial Times. В ней, в частности, ученые доказали, что правительствам лучше сосредоточиться не на управлении долгом стран, а на управлении публичными активами, размер которых в глобальном измерении составляет около 75 трлн. долларов. При этом рост качества управления публичными активами позволит создать новый инвестиционный ресурс для развития инфраструктуры и улучшение жизни. Рост публичных доходов, вероятно, составит 750 трлн. долларов. Низкое качество менеджмента приводит не только к потере финансов, но и означает утрату возможностей. Авторы предлагают рецепт улучшения качества управления общественными активами на основе транспарентности и согласования институтов. Способом реализации такого управления может быть создание национального фонда благосостояния, который должен управляться как корпорация и быть отдаленным от политиков. Условие отдаленности от политиков обусловлено ​​тем, что они, как правило, думают только о перспективах удержания власти/переизбрания и в эффективном и качественном менеджменте публичных активов не заинтересованы, потому что практикуют популизм, на который не нужно тратить усилий.

Какие я сделала выводы по управлению публичными активами?

В частности системой присвоения ученых степеней:

  1. Этот актив управляется крайне неудовлетворительно. Ответственные лица из Министерства образования и науки Украины, в частности Liliia Hrynevych, Владимир Ковтунец, Shevtsov Andriy не осознают, что научный потенциал, в частности система аттестации, предназначена для его приращения, имеют стоимость.
  2. Сейчас эта стоимость является отрицательной за счет искусственного создания «пузыря» в этой сфере оппортунистами – плагиаторами, фальсификаторами, коррупционерами, которые действуя в свою пользу,
  • уничтожили качество научных исследований в большинстве наук,
  • привели к обесцениванию научных степеней,
  • вытесняют добродетельных ученых из образовательных учреждений (см. недавний скандал об увольнению Bohdan Pastukh),
  • перераспределяют в свою пользу публичные ресурсы в виде доплат, которые являются пожизненной рентой,
  • укореняют практики академической недобродеятельности и защищают свои позиции путем разработки нормативных актов (см., например, недавний проект порядка присуждения ученых степеней).
  1. Мотивированное бездействие ответственных лиц из МОН связано с интересом удержания политического контроля в сфере образования и науки. Этот контроль они осуществляют с помощью популизма и массированного пиара идей вроде «Новой украинской школы». Реально из-за плохое государственное управление у нас отсутствует ресурс на реализацию подобной задумки. Все что имеется расходуется на имитацию и создание «потемкинских деревень».
  1. Только через сопротивление представителей гражданского общества и развитие дискурса можно повлиять на изменение ситуации, в частности признание существующей проблемы и практических шагов по ее решению таких как:
  • сквозная независимая проверка защищенных диссертаций;
  • сквозная ревизия деятельности специализированных советов;
  • сквозная ревизия качества публикаций в научных профессиональных изданиях;
  • сквозная ревизия деятельности вузов, в которых функционируют сомнительные спецсоветы;
  • сквозная ревизия деятельности экспертных советов и аттестационной коллегии МОН;
  • ревизия нормативной базы регулирования этой сферы.

На время проведения сквозной ревизии временно прекратить защиты и выплаты доплат за ученое звание/ученую степень.

  1. По результатам ревизии следует:
  • определить степень плагиата, фальсификата и фабрикаций в квалификационных работах;
  • закрыть спецсоветы, которые пропускают плагиат, фальсификат;
  • закрыть научные профессиональные издания, которые публикуют плагиат, фальсификат;
  • расторгнуть контракты с ректорами, которые допускают функционирование недобродетельных спецсоветов;
  • разорвать отношения с экспертами и членами аттестационной коллегии, которые не осуществляют свои полномочия;
  • разработать адекватную ситуации и условиям развития нормативную базу, которая стимулировала б честных ученых и делала б невозможным деятельность недобродетельных.

Только после ревизии и очистки возможно «лопание» созданного «пузыря» и рост стоимости системы аттестации и, в перспективе – научного потенциала. Продолжение бездействия МОН в этой связи может привести к банкротству науки и образования, поскольку их функции в обществе скоро некому будет выполнять.

Что нам важнее – сохранить политический контроль оппортунистов или способствовать развитию науки и образования как общественных благ?

Этот вопрос к лидерам нашей политической элиты.



Добавить комментарий