Руководство для новичков: первый шаг на пути к венчурным инвестициям

Руководство для новичков: первый шаг на пути к венчурным инвестициям

В октябре 2017 г. команда Vimes VC организовала roadshow украинских стартапов в Лондоне. Украина обладает большим потенциалом в техническом направлении, быстроразвивающейся стартап-сферой и представляет отличные инвестиционные возможности для западных венчурных фондов.

Все стартапы, участвующие в roadshow, имели отличный продукт, сильные команды, но когда дело доходило до его презентации инвесторам – тут неожиданно возникали сложности.

В этой памятке мы собрали несколько идей, которые помогут стартапам подготовиться к их первой встрече с инвесторами.

Цели

При первоначальной подготовке очень важно четко понимать конечные цели, еще лучше – записать их.

Представьте себе, что вам за три минуты нужно донести до инвестора, какие особенности вашего продукта делают его потрясающей инвестиционной возможностью.

Часто руководители фирм, погружаясь в технические детали продукта, забывают либо игнорируют причины, по которым их компании привлекательны для инвестора.

Именно здесь приходит четкое понимание целей. Вы хотите инвестиций. Они исходят от инвестора. Инвестор хочет слышать о возможностях для него. Они должны быть понятны и лаконичны. В итоге получаем два важнейших утверждения, которые помогут подготовиться к первой презентации:

  • понимание возможностей инвестиций, которые вы можете предложить венчурным фондам;
  • понимание того, как наилучшим образом представить эту идею.

Эти два главных пункта выглядят довольно скромно, но они критично важны и сэкономят много времени и сил.

Продукт

Пытаясь всесторонне описать продукт и опасаясь упустить что-то существенное, компания начинает смешивать все, что у нее есть сейчас, и будущие разработки в одну большую кучу «предложения продукта». Но часто бывает так, что инвестор не является экспертом в данной области и не до конца понимает, во что ему предлагают вложить деньги.

Инвестор хочет услышать, что собой представляет ваш продукт и как он будет генерировать прибыль.

Выход: постарайтесь описать продукт с точки зрения инвестора, а не производителя, – покажите, какие проблемы он решает; на какой стадии находится разработка и когда планируется массовый запуск продукта; есть ли у вас конкуренты и чем вы от них выгодно отличаетесь.

Дифференциация продукта

После этого начинаем копать немного глубже. Мы выяснили, что такое продукт, но что делает его особенным и уникальным? Каков фундамент этой инвестиционной возможности? Что является «ценностным предложением» для венчурных фондов?

Вот некоторые идеи, которые вы можете рассмотреть, отвечая себе на эти вопросы:

  • уникальные функции;
  • интеллектуальная собственность, патенты;
  • будущие планы развития, помогающие опередить конкурентов;
  • команда;
  • цена;
  • партнеры и потенциальный интерес крупных клиентов.

Аудитория

В идеальном мире, как только появится необходимость в средствах, вы направитесь прямо к уполномоченному лицу в VC, которое инвестирует в ваш продукт. Но на самом деле вас ждет квест, в котором необходимо тщательно выстроить свою рабочую сеть и связи. Они в итоге и приведут вас к инвестору.

Коммуникационные инструменты

Одна из наиболее важных проблем – понимание коммуникационных инструментов, которые есть в вашем распоряжении.

Ниже приведен возможный набор для базового уровня.

Ознакомительное письмо – оно часто является первым контактом с потенциальным инвестором и должно быть профессиональным, кратким и точным.

Тизер – документ на одну-две страницы, который обычно используют для повышения интереса к проекту. Он должен быть четким, профессиональным, лаконичным. Цель тизера – предоставить достаточно информации, чтобы перевести вас на следующий этап инвестиционного процесса.

Презентация – часто бывает, что замечательный продукт проваливается из-за слабой презентации.

Бизнес-план – каков ваш план развития на следующие два года? Как вы оцениваете стоимость вашей компании? Куда пойдут инвестиции? Продажи? Представьте, что расстаетесь со своими деньгами – ответы на какие вопросы вы бы хотели знать, прежде чем инвестировать?

Это далеко не полный гайд по привлечению средств VC. Волшебства не существует, учитесь и готовьтесь, принимайте неудачи, возвращайтесь к работе еще более сильными и умными и достигайте ваших целей!