Военные стартапы: мифы и реальность сотрудничества с государством

Chief Investment Officer компании Innovations Development Platform
Військові стартапи: міфи й реальність співпраці з державою

Вокруг оборонной отрасли Украины существует немало мифов. Пожалуй, один из самых устоявшихся – о закрытости отрасли. Мифы про оборонку есть во всем мире, ведь категорию оружия связывают с чем-то секретным. Но оборонная отрасль – это и другие технологии, которые не имеют прямого отношения к летальному оружию.

В принципе, частично этот рынок закрыт. Однако он постепенно трансформируется и открывается. Это связано прежде всего с глобальными тенденциями, с экономическими процессами. Сегодня выживают и динамично развиваются те отрасли, которые характеризуются открытостью. Открытость предполагает взаимодействие с другими смежными отраслями, другими партнерами. Причем не только на внутренних рынках, но обязательно на внешних. Без открытости системы не имеют шансов на выживание, поскольку теряют стратегическую гибкость и возможность адаптироваться к изменениям внешней среды. Сегодня украинская оборонка, в частности госконцерн «Укроборонпром», движется в направлении корпоратизации, перестройки закрытой системы в открытую в разумных пределах. Рынок развивается, и мы постепенно открываемся.

Немало изобретателей считает, что в «Укроборонпром» невозможно достучаться без родственников и знакомых внутри организации. Вопрос – с чем достучаться? Это ключевой момент. Как бывший сотрудник «Спецтехноэкспорта» (дочернего предприятия «Укроборонпрома») я могу сказать, что идет борьба именно за конкретный инновационный продукт. И с этим есть проблемы. Другой вопрос, что существует когорта ученых, которые в свое время были связаны со старой школой и старым менеджментом украинской оборонки.

Важна не только инженерная часть. Нужно позаботиться о маркетинговой, финансовой оценке, просчете бизнес-модели, экономической экспертизе того либо иного решения. Именно с этим, собственно, надо стучаться в «Укроборонпром». Ведь концерн выступает в разных ипостасях. «Укроборонпром» – это инвестор. На базе концерна можно организовать серийное производство. «Укроборонпром» привлекает экспертов, которые могут провести техническую экспертизу, дать рекомендации. В этом случае «Укроборонпром» ничем не отличается от любого частного или государственного оборонного концерна.

По-настоящему инновационные решения пробивают любую дверь. Насколько легко ее открыть – вопрос непростой. Ведь без правильной подачи информации невозможно получить поддержку. Согласитесь, если разработчик не может объяснить суть своего предложения, ему не поверят. В любом случае, если ваш продукт решает определенную проблему новаторским путем, если ваше решение инновационное по техническим параметрам, – я не вижу никакой проблемы для коммуникации.

Еще один популярный миф – консерватизм оборонной отрасли и неготовность воплощать новые разработки. Вопрос в том, куда именно направлены эти разработки. Прежде всего следует отделить «Укроборонпром» от Министерства обороны как возможного заказчика и покупателя инновационных разработок. То есть, если речь идет о разработке как продукте, в принципе концерн не закупает, а производит и продает. Это предприятие, ориентированное на экспорт. Поэтому не стоит говорить, что концерн не готов продавать. Предприятие заинтересовано в том, чтобы продавать новые разработки.

Если говорить о воплощении новых производственных решений, я думаю, здесь больше ограничений не в самой готовности «Укроборонпрома», сколько законодательных рамок, регламентирующих работу концерна. То есть в некотором роде этот консерватизм регламентирует устаревшая регулятивная база. В частности, невозможностью создавать совместные предприятия с иностранными и частными партнерами. Это атавизм номер один. Но концерн пытается побороть его и сделать возможным создание совместных фирм.

Сегодня «Укроборонпром» достаточно открыт в своей политике, намерениях, действиях. Есть много материалов по поводу трансформаций, которые там происходят. Опять же – с чем сравнивать? С DARPA? Американское предприятие – мировой лидер инновационных решений в оборонной отрасли. Если сравнивать концерн с другими институтами, частными организациями Украины, он будет самым успешным предприятием, которое динамично развивается.

Среди причастных к оборонной сфере популярно мнение о некой «зарегулированности» отрасли. Не каждый бизнес может работать в таких условиях. Зарегулированность отрасли – это вопрос к правовой реформе вообще. Регуляторные ловушки касаются не столько «Укроборонпрома», сколько Кабмина, Верховной Рады и президента. То есть концерн рад был бы либерализовать законодательную сферу и изменить основы собственной деятельности в разумных пределах, как это работает в развитых странах, в тех же США, Великобритании, Израиле. Банальная невозможность создавать совместные предприятия выглядит варварством.

Нередко инновации воспринимают как возможность для «распила» средств. Недавно такое устное заявление прозвучало от одного из руководителей концерна. Якобы исторически любые инновации в оборонке были поводом разворовать бюджет. Однако хищения начинались везде, где вращались бюджетные средства. На что их выделяли? На инновационные решения, в частности, в оборонке.

Сегодня мало кто понимает, что такое инновация и как ее определить, какие именно критерии инновационности решения вы выбираете. Для этого следует разработать и утвердить методику определения инновационности или неинновационности продукта. Сейчас блок законодательных норм не позволяет идентифицировать инновационность. Инновацию определяют крайне обобщенно, общепринятой экспертизы определения инновационных проектов в Украине не существует. Но существует определенная логика оценки инновационности продуктов. Например, Платформа Развития Инноваций имеет собственный алгоритм оценки и может подсказать бесплатно, насколько инновационен ваш продукт. Конечно, если вы городской сумасшедший и решили создать космический аппарат… Но даже тогда мы можем подсказать, к какому техническому эксперту стоит обратиться.

Сегодня предприятия концерна и оборонки 75% своей прибыли выплачивают государству в виде дивидендов. То есть предприятия концерна – это прибыльная структура. Та часть прибыли, которая остается, идет на поддержку и минимальное развитие сектора.

Проблема инноваций в оборонке в рамках концерна связана не только с «распилом» денег. Правоохранительные органы специфически воспринимают деньги, вложенные в инновации. Ведь СБУ проверяет большинство разработок в области обороны. Это создает немало хлопот. Сейчас с помощью предприятий концерна на рынок выходят новые продукты и решения. То есть эти новинки не совсем из частного сектора. А если и так, то при содействии сектора государственного.

Те бюджеты, которые могут быть направлены на инновации, крайне малы. «Распиливать» нечего. Лидеры рынка сегодня понимают, что максимальный ресурс надо направлять на разработку нового продукта. То есть выходить на международные рынки путем продажи новой продукции. Без этого доля рынка будет уменьшаться и размываться. Лидеры рынка видят динамику и заинтересованы в принятии решений. Люди боятся вкладывать свои собственные деньги. Но это связано с правовой реформой и отсутствием защиты прав инвесторов. Поэтому в этом вопросе жаловаться на оборонку не стоит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram