Какие они – украинские космические стартапы? И почему мы о них почти ничего не знаем?
25 апреля на конференции iForum состоялся дополнительный поток «Город будущего» – специальная выставка – прототип города, построенного на основе высокотехнологичных продуктов и услуг, созданных в Украине. Соучредитель проекта о науке и инновациях InScience Анна Орехова поговорила с организатором «Города» Дмитрием Бирюковым о том, почему его выставка в этом году космическая, что участие в ней дает стартапам и почему непубличность – часть культуры украинских проектов.
– В этом году тема выставки «Город будущего» – космос. Достаточно неожиданно. Расскажи почему?
– На самом деле тему космоса и авиации в этом году мы выбрали, потому что она наконец созрела. В Украине появилось множество качественных проектов, связанных с космосом. Это видно по мероприятиям о космосе, организуемым в Киеве, во Львове и Днепре.
Первой ласточкой стал хакатон NASA Space Apps Challenge при поддержке НАСА. Затем состоялся качественно организованный и насыщенный чемпионат мира по ракетомодельному спорту во Львове. А этой осенью появилась и вишенка на торте – Odyssey Foundation со своими регулярными митапами, на которых начали собираться невероятные люди и показывать свои разработки – ракеты, спутники, аэростаты, дирижабли. Я уже молчу о том, что люди стали сплачиваться большими группами, чтобы посмотреть не футбол, а запуск нового Falcon от дяди Илона. В декабре нам стало совершенно ясно, что новое поколение украинских покорителей неба готово и пора уже его показывать на национальном уровне.
Но даже при этом многие сомневались и говорили: «Да, Украина славится космосом и авиацией, но сейчас все в упадке. Где вы наберете столько проектов? Что вы покажете? А мы просто погрузились глубже в разные медиа, познакомились с ключевыми людьми отрасли и неожиданно нашли 1 000 легких украинских самолетов, огромный агродрон, выводок дронов, умеющих танцевать, и общественный НИИ, более 70 лет занимающийся разработкой дирижаблей.
– Почему мы об этом не слышим? Они непубличны?
– В Украине непубличность – часть культуры. Работаю в украинском хай-теке уже более шести лет и наблюдаю ее постоянно. Я работал в разных отраслях – от умных домов до виртуальной реальности, и в каждой из них на виду максимум 10% отрасли, остальные 90% сохраняют инкогнито. Это явление, на мой взгляд, основывается на нескольких вещах.
Первая – украинский рынок почти никого серьезно не интересует. Он нерегулируемый, работать на нем сложно. Компании изначально ориентируются на западный, и потому смысла им светиться в Украине нет.
Второй момент – долго считали, что если ты здесь покажешь что-то крутое, то у тебя это придут и заберут. Потому на украинском рынке, особенно с производством материальных объектов, светиться не любят.
Третий момент – тебя начинают троллить. Ты сделал что-то впервые – и сразу начинается давление из-за того, что ты что-то сделал не так. Поэтому разработчики либо пытаются отшлифовать продукт до идеала, либо просто не показывают его в Украине, потому что зачем тратить нервы, если прибыль от этого не увеличится.
– Но есть и противоположные примеры, не правда ли?
– Раньше я, как большинство людей, пытался сравнить Украину с другими странами. Полтора года я живу в Польше и, соответственно, делаю выводы. Сначала думал, что здесь мы не дотянули и здесь. Меня спасало только то, что знаю многое об Украине и даже по сравнению она имеет неоспоримые преимущества.
Месяц или два назад мне пришло в голову, что Украину не нужно сравнивать с другими странами. Ее нужно сравнивать с ней самой. Состояние сейчас – и состояние год, два, три назад. Смотреть не на то, куда мы еще не пришли, а смотреть на то, чего мы уже добились. Если сравнивать в таком ключе, то картинка совсем другая, потому что у нас есть отличная динамика развития. «Город», который увеличился более чем в три раза за четыре года, – яркий тому пример.
Да, есть проблемы. Когда часть рынка находится в серой зоне, где частично не работают законы и регуляции, сложно вести бизнес. Но то, чего мы достигли сейчас, – это невероятно круто. При этом мы выводим украинские продукты на международные рынки. Они привлекают огромное внимание за счет превосходного сочетания цены и качества. К примеру, агродрон от Kray Technologies, у которого нет аналогов. Это первый в мире серийный индустриальный дрон!
Второй пример – электровелосипед от Delfast. Опять же никто в мире не сделал электровелосипед, который может проехать 500 км на одном заряде. А ребята в Украине сделали и сейчас налаживают производство. Мир говорит им: «Вау, вот вы молодцы!». Нам следует научиться ценить то, что у нас есть сейчас, наблюдать за прогрессом и поддерживать его своим положительным вниманием. Только тогда у нас появится больше проектов, как Kray Technologies и Delfast, когда у них будет прикрыт тыл. Пусть не финансово, но хотя бы нравственно.
– У «Города будущего» классное название. Но ведь она появилась не сразу. Откуда она взялась?
– Первоначально «Город будущего» назывался Smart City Area. То есть зона, посвященная технологиям Smart City. Но даже в самом концепте ясно написано, что это пространство, в котором люди могут увидеть, как их жизнь будет выглядеть завтра, и нам сразу хотелось делать это в виде небольшого городка.
С первого года проведения выставки мы поняли, что кроме Smart City посетителям интересна куча других проектов, которые формируют наше будущее, да и оставаться в рамках Smart City нам не хотелось. прежде всего пытаемся набрать как можно больше проектов из самых разных отраслей, чтобы он действительно был похож на живой город.
– Раз ты уже заговорил об этом, то как вы подбираете проекты?
– Мы хотим, чтобы в Городе все было максимально интерактивным, поэтому смотрим на два параметра. Во-первых, что хочет показать компания, какой продукт, какую технологию. Во-вторых, как она может это показать. В «Город» люди приходят, прежде всего, чтобы увидеть и потрогать. Поэтому выбираем проекты так, чтобы на их стендах было действительно интересно и интерактивно. Со своей стороны делимся опытом с резидентами, стараемся помочь классно презентоваться, а не просто присутствовать.
Есть обычные стартап-аллеи, где никто не контролирует, что ты показываешь. Ты берешь себе стол, кладешь на него пару флаеров, ставишь сзади экран, кладешь рядом прототип – хорошо, если функциональный – и говоришь: «Вот мой стартап». Этот подход ориентирован на деловое общение, когда вы сразу договариваетесь с инвестором или партнером встретиться после выставки и обсудить детали личного общения. Но таковой подход совсем не работает на популяризацию больших технологий.
Здесь же, в «Городе», мы собираем проекты, которые будут понятны большому количеству людей, и делаем так, чтобы они максимально могли себя раскрыть. Обычно около 20% проектов приходят по заявке на сайте форума. 80% ищем вручную по упоминаниям в медиа и личным знакомствам. Затем связываемся с проектами, спрашиваем, могут ли они реально показать что-нибудь интересное. Если да, то берем их к себе в «Город».
– Разумеется, а какие проекты вы добрали в этом году в «Город будущего»?
– В этом году было много проектов. Мы попытались изучить всю аэрокосмическую индустрию Украины, затем разбили ее на сегменты. Нашли ключевых людей и известные проекты. Пригласили их, а они подтянули своих коллег. Получился отличный микс.
Например, было шоу дронов – прежде всего в Украине. Стайка дронов в безопасном «вольере» показывала невероятные фигуры высшего пилотажа. Синхронно. Под музыку. Была аллея малых ракет. Она необычна тем, что ракеты в ней строят молодые конструкторы. Они не обязательно работают в космической отрасли – скорее, построение ракет и других летательных аппаратов – их захват. Было несколько таких клубов, которые вместе стояли на одной аллее и показывали разные виды ракет, двигателей и технологий управления.
Был Центр воздухоплавания. Вот есть самолеты и вертолеты – они перемещаются в воздухе за счет аэродинамической силы и двигателей, а есть штуки, которые плавают в воздухе, потому что они легче его. груз на большую высоту. Они не выводят их в космос, а просто поднимают высоко в атмосферу, осуществляют исследования или раздают интернет. груза, чем с помощью самолета.
Как уже упоминалось ранее, был большой индустриальный дрон от Kray Technologies. Огромная машина размером 2х5 м с восемью винтами. И это первый индустриальный дрон серийного производства в мире! Его основная задача – опыление полей. Индустриальный в этом случае означает, что это первый дрон в мире, который может за один день обработать 300-500 га полей. И он сделан в Украине. Сейчас компания готовит партии для США, Канады и у них уже налажено производство.
Еще из интересных вещей сферы аэрокосмос был легкий украинский самолет. Называется A22, от компании «Аэропрокт». Это небольшой верткий самолет для двух пассажиров. Интересно, что компания «Аэропрокт» выпустила более тысячи самолетов. Значительная часть – это A22. Компаний, которые выпустили в Украине самолеты в таком количестве, больше нет.
На стыке искусства и технологий будет выставка работ скульптора и художника из Тернополя Сергея Кузнецова. Он производит бомбические скульптуры из электронных и механических отходов. Он может возобладать мусор и из нее сделать, например, скульптуру робота, корабль космический или машину. Сколько раз ты не увидел работы Сергея, они всегда ошеломляют.
Еще презентовали стимпанк-комикс под названием «Воля». Стимпанк – это о том, как бы развивался мир, если бы все технологии основывались на паровых двигателях и производных технологиях. А сам комикс о том, как Украина в 1917 г. во время революции не потеряла свои позиции, а осталась независимой страной. И под руководством Петра Скоропадского показала миру, как на самом деле все должно работать – демократично и хорошо. В этом комиксе есть куча самобытной техники: машины на шести колесах, летательные корабли, дирижабли. Выставка Сергея Кузнецова как раз была посвящена этим героям и технике Воли.
Последнее – в «Городе» можно было прогуляться в космосе и посетить Международную космическую станцию в виртуальной реальности. И не просто посетить, но еще и выполнить пару важных миссий по ее ремонту.
– Могут ли такие выставки стимулировать развитие рынка? Какие примеры ты знаешь?
– Очень сложно назвать конкретные цифры. Но из того, что я наблюдаю, «Город» – прекрасная коммуникационная площадка, которая очень нужна для развития экосистемы.
Для меня, прежде всего, «Город» – это место, где крутые проекты встречаются, знакомятся между собой и на основе их коллаборации рождается нечто более масштабное.
А во-вторых – это безумная доза вдохновения. Это место, где можно узнать уже существующие проекты. Ты можешь прийти и увидеть, насколько развита индустрия в Украине. Многие в этом сомневаются просто потому, что они об этом не знают. Они не видели эти проекты, не понимают, кто и что делает. А «Город будущего» эту проблему решает.
– Из опыта всех лет – изменилось ли качество проектов? Выросли ли они? Например, в 2015 г. следовало поработать, чтобы найти хорошие проекты, а в этом году как?
– Во-первых, в «Городе» всегда добавляется новая область, например, в этом году мы добавили скульптуры и комиксы.
Количество и качество проектов растет. Видно, что экосистема развивается. Появляются хабы.
Наиболее очевидным показателем роста является то, что «Город» все больше и больше в размерах. По сравнению с первым годом – в три раза. Но даже при том, что на юбилейный iForum был арендован весь МВЦ, места оказалось маловато. Потому, к сожалению, в последние две недели приходится отказывать проектам, поскольку не хватает места. И это же размер "Города" превышает 1 400 м2!
– Какие остаются проблемы?
– Прежде всего – это проблема коммуникации между проектами, коммуникация внутри экосистемы.
Наука, бизнес, технологии. Каждый растет в своем ограниченном кругу знакомых. Своеобразный уютный пузырь. И эти пузырьки слишком редко лопаются, открываются миру или хотя бы своим коллегам по индустрии.
Медиа, рассказывающие о технологиях, науке, бизнесе, есть и они развиваются. Это хорошо. За один год видно, как сильно они развились по количеству и качеству публикаций.
Но мне как человеку, живо интересующемуся всей индустрией хай-тека в Украине, не хватает медиа, которое показало бы всю индустрию. И желательно – исключительно украинский, чтобы понимать, кто тебя окружает. С кем ты работаешь рядом.
Остается проблема заинтересованности самих украинцев украинскими продуктами. Как я и говорил, люди в Украине не ценят того, что есть. Возможно потому, что толком и не знают.
– Делись историями успеха проектов, которыми ты гордишься.
– Я расскажу одну историю, которая произошла у меня на глазах. В Киеве живет Мария Ижутова. В 2013 г., когда появились 3D-принтеры потребительского уровня, Маша начала ими заниматься. Пошла в это дело с головой и за пять лет построила самый большой в Украине магазин оборудования для 3D-печати 3DPrinter.ua. Когда она только начала, все принтеры были импортные. Но она решила, что нужно делать украинские. Не только по патриотическим соображениям, а больше по экономическим, потому что реально здесь сделать дешевле.
Сначала она запустила линейку самых простых 3D-принтеров. Корпуса из оргстекла, механические детали напечатаны на других принтерах, а электроника из Китая.
Конструкция этих принтеров не сильно отличается от ЧПУ станков, которые уже производили много лет до этого. С другой стороны, даже такое простое оборудование дает совсем другие результаты, чем станок для вырезания чего-либо.
Так вот, она решила поднять производство и начала с самых простых принтеров. В первый год существования "Города" на стенде стояло 90% импортных и максимум 10% украинских. Когда я спрашивал у нее информацию пару недель назад, то 90% продаж было за украинскими принтерами. За четыре года она умудрилась не только построить распределенное по всей Украине производство, но и выпустила несколько линеек принтеров. От простых до очень сложных.
Я изнутри вижу, как это происходит, сколько стоит, в каких усилиях нуждается. Но несмотря на все, у Маши получилось построить компанию, которая начинала с импорта, а сейчас успешно продает украинский продукт. При этом она плотно сотрудничает в Украине с компаниями, производящими пластик. Вместе они совершили составленное импортозамещение, о котором все так много говорят.
Но больше всего меня удивляет сам подход Маши к жизни и ведению бизнеса. Маша – это человек, занимающийся делом, в которое он верит и любит. Как-то еще в начале нашего знакомства я позвонил ей по какому-то делу и зашел разговор о том, кто чем по ночам занимался. Я в те времена просиживал ночи в харьковском KHackerSpace, а вот Маша, как выяснилось, перебирала дома 3D-принтеры. Говорит: «Поступил принтер из Китая, и чтобы его запустить и продать клиенту как можно скорее, пришлось разобрать, заменить пару странных деталей и сложить заново. Параллельно осмотр написала, не зря разбирала». Я спрашиваю: "И ты сама это делала?". Она говорит: «Ну, да! А что я – отверткой и гаечным ключом не умею пользоваться? Часа четыре – и все работает как часы!». После этого у меня не было слов. При этом у Маши семья – мужчина и двое детей, она управляет бизнесом. Маша не инженер по образованию. Она просто интересный, космический человек. Побольше бы таких собрать в одном месте в одно время. Тогда, думаю, «Город будущего» будет не просто функциональным прототипом, а настоящим городом на карте Украины.