20 главных причин закрытия стартапов: боремся с «ошибкой выжившего»

20 главных причин закрытия стартапов: боремся с «ошибкой выжившего»

Изучая истории успеха известных предпринимателей нельзя вывести свою стратегию по созданию стартапа. А вот изучая причины, по которым стартап-компании, даже никому не известные, потерпели фиаско, можно избежать ключевых ошибок и преуспеть. Итак, почему же закрываются стартапы? Вот немного интересной статистики.

У всех на слуху истории успеха таких стартапов, как Google, Facebook, Amazon и многих других. С намерением преуспеть начинающие предприниматели опираются на известные факты из жизни этих компаний, на «рецепты успеха», моделируя свой будущий бизнес. Удивительно ли, что они часто прогорают? Нет, потому что здесь срабатывает «систематическая ошибка выжившего», когда люди сосредотачиваются на очевидных положительных аспектах, упуская из виду скрытые, но гораздо более важные негативные аспекты.

Согласно статистике, в США 50% малых бизнесов закрывается в первые четыре года. А в Индии средний срок жизни стартапа составляет около 11,5 месяцев — даже не год! Почему так происходит? Почему так много стартапов закрывается? По каким конкретно причинам люди не преуспевают в своих новых начинаниях? Этими вопросами задались в аналитической фирме CB Insights из Нью-Йорка.

Американские аналитики из CB Insights систематически опрашивают руководителей закрывшихся стартапов, собирая «истории смерти» стартапов. Интереснейшая подборка «посмертных» сведений, что постоянно пополняется, рекомендуется к прочтению всем, кто планирует открыть или уже открыл свой бизнес. На основе собранных сведений аналитики подготовили статистическую подборку наиболее часто встречающихся причин, по которым были закрыты стартапы. Статистика постоянно обновляется, но 20 ключевых факторов, ведущих к провалу, уже ясны и в ближайшем будущем они вряд ли покинут «пьедестал почета» в номинации «самые главные причины закрытия стартапов».

Естественно, суммарный процент превосходит 100% — многие из руководителей называли сразу несколько причин закрытия стартапов. И если с выгоранием, неудачной попыткой перестроить продукт или с юридическими проблемами сталкиваются далеко не все из потерпевших крах стартапов, то почти в половине компаний (42%) признались, что они закрылись по причине отсутствия на рынке потребности в предложенных ими продуктах. А почти у трети компаний причиной закрытия стал недостаток денег.

Итак, рейтинг.

20 главных причин закрытия стартапов: боремся с «ошибкой выжившего»

20 место. Не был сделан «пивот».

Калькой с английского слова pivot («переориентация», «смена стратегии») современные стартаперы называют изменение выпускаемого продукта, бизнес-модели компании или даже сферы деятельности компании в целом. Причиной, по которой требовался пивот, могло быть неудачное исследование рынка, плохая команда или неподходящий для выбранного рынка продукт. Если не осознать потребности в пивоте и быстро и радикально не поменяться… что ж, 7% стартапов закрылись именно по этой причине.

19 место. Выгорание.

Проблемой для стартаперов может стать и чрезмерное увлечение проектом, когда без отдыха, в отсутствии надлежащего баланса между жизнью и работой, лидеры команды или команда целиком приходит к ряду проблем — психологических проблем или проблем со здоровьем. На этом фоне теряется и интерес к самому проекту.

18 место. Не использовались связи.

«Нетворкинг» — еще одна калька с английского, обозначающая налаживание связей с полезными людьми и эффективная работа с ними. Как оказалось, около 8% стартаперов, имея соответствующие связи и контакты, не использовали их. Причин тому бывает много: ощущение «я лучше знаю», боязнь, что важная информация о проекте уйдет в руки конкурентов, банальное нежелание показаться профаном в глазах знакомых и коллег. И все эти причины могут привести к печальному концу. «Не бойтесь вовлекать в работу коллег, инвесторов, экспертов!» — рекомендуют стартаперы, наученные на собственном горьком опыте.

17 место. Юридические проблемы.

Проблемы с лицензированием, авторские права и многие другие негативные юридические аспекты также входят в число основных причин закрытия стартапов. Среди не выдержавших юридических испытаний в судебных тяжбах, как говорят аналитики, множестве стартапов, пытавшихся работать на рынке музыкальных произведений. Мощные юридические компании и юридические отделы мейджоров, множество тонкостей и особенностей, связанных с лицензированием музыки, стали причиной закрытия большого числа молодых компаний, пытавшихся здесь работать. В Украине также можно вспомнить опыт файлообменников, музыкальных и видеопорталов, которые появлялись и через некоторое время исчезали, задавленные тяжбами.

16 место. Отсутствовало финансирование и/или интерес инвесторов.

Кроме общей причины «кончились деньги» (см. ниже), 8% стартаперов отдельно отметили отсутствие интереса к компании и продукту со стороны потенциальных источников финансирования.

15 место. Не удалось расширение географии бизнеса.

Как отметили аналитики, в этой одной причине собраны, по сути, сразу две: первая — когда стартап, успешно развивавший бизнес в одном регионе, начинал работу в новом месте, но не преуспевал в силу специфических особенностей нового региона; вторая — когда удаленно работающая команда не справлялась с вопросами коммуникации, управления и планирования.

14 место. Не хватило интереса к делу.

Недостаточный интерес к выбранному делу или плохое знание предметной области могут привести к тому, что команда будет занята работой над продуктом, который никому особо не нужен. Аналитики утверждают: какой бы прекрасной ни была бы задумка, правильная ее реализация — ключ к успеху. И занимаясь делом стоит с пристрастием изучить все его аспекты, погрузиться в тему, заинтересоваться и жить ею. Иначе можно попасть в число тех 9% стартапов, которые из-за отсутствия искреннего интереса к своей работе не смогли удержать бизнес на плаву.

13 место. Пивот не удался.

Если пренебрежение пивотом как таковым привело к летальному исходу у 7% новых бизнесов, то неудачный пивот стал причиной закрытия уже 10% стартапов. «Пивот ради пивота» — плохой шаг в бизнесе. Изменение стратегии или продукта должно быть продуманным решением, просчитанным и спланированным.

12 место. У команды/инвесторов не было единства.

Для стартапов ссоры сооснователей очень опасны. Однако, как утверждают аналитики, исследовавшие этот вопрос, взаимопонимание важно не только среди членов команды, но также и между командой и инвесторами. Каждый восьмой стартап закрылся именно по причине отсутствия гармоничных отношений членов команды между собой или команды с инвесторами.

11 место. Были потеряны приоритеты.

13% стартапов причиной своего закрытия назвали личные проблемы, сторонние проекты, которые отвлекали от цели, а также то, что сам стартап перестал быть приоритетным делом для команды в целом.

10 место. Продукт вышел не вовремя.

Проблема своевременного выпуска продукта, как оказалось, приводит к неудачам для стартапа в каждом восьмом случае. Был ли продукт выпущен слишком сырым (слишком рано) или же доработка продукта до идеального состояния затянулось до момента, когда на рынке уже появились другие, более привлекательные предложения, все это ведет к проблемам и чревато закрытием бизнеса.

9 место. Игнорировались потребности клиентов.

Любое решение — товар или услуга — призваны решать чьи-то проблемы. Если проигнорировать пожелания своего потенциального клиента, то это практически гарантированно приведет к скорому провалу. Изучение потребностей потребителей, обратная связь от потенциальных и существующих клиентов и оперативное реагирование на их потребности — если этого не будет, то и успеха стартапу не видать.

8 место. Плохой маркетинг.

Сходно с изучением потребностей потребителей, нужно понимать, как примет новый продукт рынок в целом. Среди вопросов, которые в первую очередь задают инвесторы стартаперам, есть и вопрос «А кто у вас занимается маркетингом?». Если маркетолога в команде нет и не планируется, то стартап часто не представляет интереса для инвестора. Но даже в командах, которые занимались маркетингом, но делали это неэффективно, дела идут плохо: 14% стартапов закрылись именно по этой причине.

7 место. Продукт без бизнес-модели.

В основе любой предпринимательской деятельности лежит бизнес-модель — система, согласно которой бизнес, собственно, зарабатывает деньги. Если бизнес-модель нечеткая, если у основателей бизнеса нет понимания, откуда берется продукт, как он выходит на рынок, как он приносит прибыль и каким образом бизнес можно масштабировать далее, то стартап ждет печальная судьба.

6 место. Неудобный в использовании продукт.

Краеугольным камнем в любом продукте является пользовательский опыт. Если товар или услуга неудобны в использовании, то это приводит к тому, что даже уже привлеченные пользователи отказываются от продукта. Соответственно, и новых клиентов с таким подходом не заполучить. 17% стартапов потерпели крах именно потому, что их продукт был попросту неудобным в использовании.

5 место. Проблемы в ценообразовании и стоимости.

Аналитики говорят, что для многих стартаперов ценообразование — «китайская грамота». Яркая идея, понимание нужд клиента, удачный маркетинг, понимание, на чем стартап будет зарабатывать — это прекрасно. Но при этом важно поставить на продукт цену достаточно высокую, чтобы доход от его продажи покрывал расходы и приносил прибыль, и достаточно низкую, чтобы потенциальные клиенты обратили на него внимание. В 18% случаев стартаперы не сумели найти такой баланс, что и привело к закрытию бизнеса.

4 место. Поражение в конкурентной борьбе.

Несмотря на ходящую поговорку о том, что «стартапер не должен оглядываться на конкурентов» (дескать, это «новый» бизнес и давление конкурентов тут не такой важный фактор, как конкуренция на устоявшихся рынках), в 19% случаев стартапы потерпели крах именно в конкурентной борьбе. Не говорите, что вас не предупреждали.

3 место. Неподходящая команда.

«Какой у вас состав команды?» — это первый вопрос, который задают инвесторы стартаперам после питча, когда принимается решение, давать ли финансирование новому бизнесу. Сбалансированная команда, где на решение каждой из ключевых задач выделен специалист, который компетентен для ее решения, может, и не является залогом успеха — других факторов, как мы видим, тоже много. Но отсутствие такой команды — причина поражения стартапов в 23% случаев.

2 место. Кончились деньги.

Аналитики указывают, что два таких ресурса, как деньги и время, должны быть очень взвешенно распределены в каждом новом бизнесе. Поиск финансирования — очень важный вопрос для тех команд, которые не хотят закончить, как 29% стартапов, что прекратили свое существование по причине финансовых проблем.

1 место. На рынке не было потребности.

Удивительно, но многие команды стартапов до последнего момента уверены, что рынок заинтересован в их продукте, в то время как на самом деле такой востребованности нет. Стартаперы нередко берутся решить ту проблему, которую им интересно решить, вместо того чтобы решить насущную проблему своих потенциальных клиентов. В 42% случаев стартапы закрываются именно потому, что, пусть и собирали команду мечты, создавали отличный продукт, решение, услугу и т.п., но их товар или услуга были никому не нужны.