4 вида стартаперов, которыми вы точно не захотите стать

4 види стартаперів, якими ви точно не захочете стати

В современной истории стартапов имеется немало примеров, когда создатели новых бизнесов идут строго по старым граблям, которые разбросали их предшественники, либо пытаются создать очередного «убийцу» кого бы то ни было. Вот несколько общих категорий такого рода начинаний, которые оборачивались худо для своих создателей.

1. «Я-не-пират-просто-хочу-сделать-все-бесплатно»

Раз за разом по всему миру организуются новые стартапы, которые планируют сделать музыку (кино, книги – вообще, любые другие виды продукта, защищаемого авторскими правами) – бесплатной. Всякий раз финал у таких начинаний один. Да, все эти стартапы, которые так или иначе предлагают ворованное всем желающим, причем без оплаты, закрываются. «Не может быть! У меня получится!» – думает очередной «стартапер» и создает очередную сеть по распространению пиратского контента. Естественно, делает он это от чистого сердца и c самыми лучшими намерениями.

Вспомним, к примеру, Grooveshark. Этот сервис сам не загружал пиратский контент, но позволял это делать всем пользователям. Удивительно, но стартовавшее в 2006 году предприятие, собрало в общей сложности почти $5 млн инвестиций! Просуществовав менее 10 лет (очень долго для такого бизнеса) Grooveshark-у стало выгоднее закрыться, чем противостоять мейджорам, завалившим его создателей судебными исками.

2. «Разработчик-новой-великой-Социальной-сети»

Удивительно, но стартаперы все так же не бросают попыток создать что-то новое, популярное и интересное в мире социальных сетей. По крайней мере, так они это преподносят инвесторам. Ведь кто захочет вкладывать деньги в проект с девизом «Мы сделаем новый Facebook и выдавим детище Цукерберга с рынка»? Только в Украине за последнюю дюжину лет было создано с десяток подобных проектов, каждый из которых выходил под своим девизом: этот – самый патриотичный, тот – самый современный, а вот этот – самый удобный в мире. Но…

Что тут говорить, если даже гранды сдались напору Facebook. Вспомним, к примеру, историю MySpace, которая на момент появления на рынке своего главного конкурента была в пятерке лидеров в США по посещаемости. В нее влили полмиллиарда долларов для того, чтобы сделать лучше, но вскоре компанию еле продали за несколько десятков миллионов.

3. «Я-создатель-и-знаю-лучше»

В какой-то момент создатели стартапа, уже заслужившие некоторую популярность со своим продуктом, начинают понимать, что их продукт – шедевр. Что оригинальный продукт был по-настоящему оригинальным. Он был свежим, до него на рынке ничего подобного не было. И тогда его создателя начинает постепенно поглощать ощущение того, что он – гений, и любое его творение будет таким же гениальным. А уж если он возьмется за то свое детище, которое уже успело завоевать популярность, то он сделает его еще лучше, и мир обязательно оценит.

С чем бы такая история не произошла – с программным продуктом, с веб-сервисом, с каким-то гаджетом – во многих случаях следующие за взрывным ростом популярности «улучшения» оказываются «пятым колесом». Резкое снижение популярности и отток клиентов идут следом за этими «улучшениями». Вывод можно сделать в стиле анекдота про программиста: «Если солнце каждый день встает на востоке и садится на западе – ничего не трогайте!»

Иначе поступили создатели гениальной по сути задумки – анонимной соцсети Secret. Обмен своими секретами со случайными людьми щекотал нервы пользователей, а массовые «сливы» информации в отрасли IT обеспечивали взрывной рост искреннего интереса к Secret. Но вслед за мощным ростом последовал редизайн, который отпугнул многих пользователей, а там практически сразу наступил и финал истории – проект был довольно быстро закрыт.

4. «Моим-друзьям-нравится-а-вы-ничего-не-понимаете»

Последняя категория провального подхода к созданию стартапа – это ситуация, когда неглупые, небедные и довольно практичные люди пытаются «растолкать» новый проект, запустив его на волне поддержки ближнего окружения. «Ведь мне и моим друзьям (подставьте свои варианты: моим соседям, партнерам, акционерам, нашим инженерам, знакомым дизайнерам) – нравится! Значит, это будет успех!» После существенных вложений финансовых средств и времени такие проекты зачастую сворачиваются.

Здесь в виде примера можно упомянуть множество попыток ряда крупных компаний (не будем показывать пальцем на самую большую интернет-корпорацию) создать что-то несколько отличное от существующего на рынке, порой, революционное – потому что «это должно зайти!», и, после года-другого поддержки, сворачивание проекта. Или, например, вспомним стартап Allmyapps, когда группа единомышленников, при финансовой поддержке родственников и друзей, создала магазин приложений для ОС Windows. Он очень нравился создателям, которые серьезно вложились в проект, но был продан через несколько лет (успев привлечь инвестиций на без малого $1,5 млн) за сумму, в пять раз меньшую размера привлеченных средств. Такого печального исхода вы наверняка хотели бы избежать.



Добавить комментарий