4 вида стартаперов, которыми вы точно не захотите стать

0
124
4 вида стартаперов, которыми вы точно не захотите стать

В современной истории стартапов имеется немало примеров, когда создатели новых бизнесов идут строго по старым граблям, которые разбросали их предшественники, либо пытаются создать очередного «убийцу» кого-бы то ни было. Вот несколько общих категорий такого рода начинаний, которые оборачивались худо для своих создателей.

1. «Я-не-пират-просто-хочу-сделать-все-бесплатно»

Раз за разом по всему миру организуются новые стартапы, которые планируют сделать музыку (кино, книги – вообще, любые другие виды продукта, защищаемого авторскими правами) – бесплатной. Всякий раз финал у таких начинаний один. Да, все эти стартапы, которые так или иначе предлагают ворованное всем желающим, причем без оплаты, закрываются. «Не может быть! У меня получится!» – думает очередной «стартапер» и создает очередную сеть по распространению пиратского контента. Естественно, делает он это от чистого сердца и c самыми лучшими намерениями.

Вспомним, к примеру, Grooveshark. Этот сервис сам не загружал пиратский контент, но позволял это делать всем пользователям. Удивительно, но стартовавшее в 2006 году предприятие, собрало в общей сложности почти $5 млн инвестиций! Просуществовав менее 10 лет (очень долго для такого бизнеса) Grooveshark-у стало выгоднее закрыться, чем противостоять мейджорам, завалившим его создателей судебными исками.

2. «Разработчик-новой-великой-Социальной-сети»

Удивительно, но стартаперы все так же не бросают попыток создать что-то новое, популярное и интересное в мире социальных сетей. По крайней мере, так они это преподносят инвесторам. Ведь кто захочет вкладывать деньги в проект с девизом «Мы сделаем новый Facebook и выдавим детище Цукерберга с рынка»? Только в Украине за последнюю дюжину лет было создано с десяток подобных проектов, каждый из которых выходил под своим девизом: этот – самый патриотичный, тот – самый современный, а вот этот – самый удобный в мире. Но…

Что тут говорить, если даже гранды сдались напору Facebook. Вспомним, к примеру, историю MySpace, которая на момент появления на рынке своего главного конкурента была в пятерке лидеров в США по посещаемости. В нее влили полмиллиарда долларов для того, чтобы сделать лучше, но вскоре компанию еле продали за несколько десятков миллионов.

3. «Я-создатель-и-знаю-лучше»

В какой-то момент создатели стартапа, уже заслужившие некоторую популярность со своим продуктом, начинают понимать, что их продукт – шедевр. Что оригинальный продукт был по-настоящему оригинальным. Он был свежим, до него на рынке ничего подобного не было. И тогда его создателя начинает постепенно поглощать ощущение того, что он – гений, и любое его творение будет таким же гениальным. А уж если он возьмется за то свое детище, которое уже успело завоевать популярность, то он сделает его еще лучше, и мир обязательно оценит.

С чем бы такая история не произошла – с программным продуктом, с веб-сервисом, с каким-то гаджетом – во многих случаях следующие за взрывным ростом популярности «улучшения» оказываются «пятым колесом». Резкое снижение популярности и отток клиентов идут следом за этими «улучшениями». Вывод можно сделать в стиле анекдота про программиста: «Если солнце каждый день встает на востоке и садится на западе – ничего не трогайте!»

Иначе поступили создатели гениальной по сути задумки – анонимной соцсети Secret. Обмен своими секретами со случайными людьми щекотал нервы пользователей, а массовые «сливы» информации в отрасли IT обеспечивали взрывной рост искреннего интереса к Secret. Но вслед за мощным ростом последовал редизайн, который отпугнул многих пользователей, а там практически сразу наступил и финал истории – проект был довольно быстро закрыт.

4. «Моим-друзьям-нравится-а-вы-ничего-не-понимаете»

Последняя категория провального подхода к созданию стартапа – это ситуация, когда неглупые, небедные и довольно практичные люди пытаются «растолкать» новый проект, запустив его на волне поддержки ближнего окружения. «Ведь мне и моим друзьям (подставьте свои варианты: моим соседям, партнерам, акционерам, нашим инженерам, знакомым дизайнерам) – нравится! Значит, это будет успех!» После существенных вложений финансовых средств и времени такие проекты зачастую сворачиваются.

Здесь в виде примера можно упомянуть множество попыток ряда крупных компаний (не будем показывать пальцем на самую большую интернет-корпорацию) создать что-то несколько отличное от существующего на рынке, порой, революционное – потому что «это должно зайти!», и, после года-другого поддержки, сворачивание проекта. Или, например, вспомним стартап Allmyapps, когда группа единомышленников, при финансовой поддержке родственников и друзей, создала магазин приложений для ОС Windows. Он очень нравился создателям, которые серьезно вложились в проект, но был продан через несколько лет (успев привлечь инвестиций на без малого $1,5 млн) за сумму, в пять раз меньшую размера привлеченных средств. Такого печального исхода вы наверняка хотели бы избежать.

Підписуйтесь на наш канал у Telegram

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here