«Акселератор — это не каникулы у бабушки»: наш опыт в MassChallenge

сооснователь и CMO в Meredot и Mindvibe
«Акселератор — це не канікули у бабусі»: наш досвід в MassChallenge
Фото: Роман Бысько и Анна Сидорова в MassChallenge Israel 2018

Топ номер 1 среди задаваемых нашей команде вопросов: «Что там в Израиле?». В Израиле стартапы начинают делать в 10 лет, и как шутит мэр Иерусалима: «У нас и нету ничего на экспорт, кроме как стартапы и опыт».

В этой статье расскажу о:

  • Акселераторах и какими они бывают.

  • На что акселераторы обращают внимание при отборе проектов.

  • Опыт стартапа Meredot в акселераторе MassChallenge Israel 2018.

MeredotПредыстория: в ноябре 2017 мы с партнерами Романом Бысько и Романом Ершовым основали стартап Meredot, который занимался разработкой розетки без электрических контактов. Через три месяца и $500 инвестиций был создан первый рабочий прототип такой розетки. Сделали тесты, подтвердили теорию и увидели, что продукт работает. Из предыдущего опыта работы в IoT компании мы знали весь путь создания устройства, от идеи до массового производства. С технической частью работы все было понятно, мы собрали команду сильных инженеров и действовали по отработанной ранее схеме. Но какую выбрать бизнес-модель и как действительно вывести продукт на рынок мы понимали очень смутно. Это была основная причина для поиска акселератора, который смог бы помочь нам закрыть эти пробелы. За месяц мы подали заявки в 70 акселераторов, ответы из которых получаем до сих пор.

Параллельно работали над подачей патента. Спустя еще месяц начали приходить ответы от акселераторов. Наш проект был интересен сразу нескольким из них и пришлось выбирать.

Одним из тех, кто откликнулся на нашу заявку, был международный акселератор MassChallenge. Самое важное отличие MassChallenge от других акселераторов в том, что они не берут процент от компании-стартапа за участие в программе. Да, так бывает! MC работает по бизнес-модели партнерства с крупными технологическими компаниями из разных отраслей, которые заинтересованы в инновационных технологиях и командах, способных их реализовать. В стартапах, проще говоря.

MeredotКрупные компании-партнеры полностью покрывают расходы данного акселератора, что позволяет ему заботится лишь о нуждах стартапов, а не о собственной выгоде. Так что, стартапы, не спешите расставаться со своими 10% компании за «просто так»!

В акселераторы международного уровня поступает 500 и более заявок от стартапов. Это настоящий кастинг, проекты отбирают по 8-ми параметрам, вот ключевые:

  1. Global impact — глобальное влияние проекта на мир. Насколько он изменит его?
  2. Способна ли ваша команда реализовать проект? Ваши навыки и опыт, способны ли вы сами разработать технологии и сделать продукт, без привлечения аутсорс-специалистов.

Подсказка: если вы стартап на ранней стадии — остановитесь и честно ответьте на эти два вопроса. Они актуальны не только для MC, но и для других акселераторов и венчурных инвесторов.

Итак, мы отправились в Израиль в один из офисов MassChallenge на трехмесячную программу акселератора. Первым заданием был выбор менторов: из базы в 500 экспертов со всего мира мы должны были выбрать и заинтересовать 10, которые будут сопровождать нас на протяжении всей программы. Каждая неделя программы начиналась с Office Hours с менторами и анонса обязательных для участия или посещения событий. Список активностей, которые мы прошли, можно продолжать бесконечно, но вот основные: конференции для участников, питч-батлы, встречи с международными делегациями, экскурсии в технологические компании, переговоры с венчурными инвесторами, лекции с экспертами, отраслевыми блоггерами и т. д.

И, конечно, к каждому такому событию мы должны были готовиться. Тонкой нитью через всю программу акселератора проходила прокачка восьми фундаментальных аспектов стартапа:

  • Понять какую проблему в жизни людей решает проект, продукт или сервис.
  • Сформировать бизнес-модель компании или определить, как сделать так, чтобы проект действительно приносил деньги.
  • Выстроить маркетинговую стратегию и создать value proposition.
  • Разработать финансовую стратегию.
  • Доработать сам продукт.
  • Привлечь инвестиции или гранты.
  • Научится презентовать свой проект.
  • Закрыть все юридические аспекты регистрации компании и патентования.

Напоминаю, мы приехали в MassChallenge с прототипом розетки без электрических контактов. За полгода существования проекта мы успели влюбится в этот продукт и его преимущества были очевидны для нас: безопасность для детей, удобное, как MagSafe, подключение, дистанционное управление. Но менторы, все поголовно, продолжали спрашивать: «Окей, это все прикольно ребята, но какую РЕАЛЬНУЮ проблему это решаете? Почему я должен купить это?».

Мы углубились в изучение пользовательского поведения: когда люди пользуются розетками, как часто, по какой причине они это делают, с какими проблемами сталкиваются при использовании. Это выглядит как очевидные вопросы, но вывод был вовсе не очевидным для нас. Проблема была не в розетках.

MeredotЧтобы быть продуктивным в современном мире мы повсюду ходим с устройствами, и когда батарея одного из них разряжается, у большинства людей начинается паника: где мой провод, где переходник, где здесь свободная розетка? Мы вынуждены иметь при себе провода и переходники от всех устройств, следить за тем, чтобы нигде их не забыть, иначе мы лишимся возможности работать и коммуницировать. Мы живем в целом гнезде из кабелей! И это проблема, которая волнует людей.

Но мы делаем розетку. Как мы можем решить эту проблему? Розетка Meredot работает за счет электромагнитного резонанса. Энергия передается от передатчика — розетки, в приемник — вилку. Но чтобы ею пользоваться людям все еще нужен был кабель. И тут у нас случился инсайт. Если интегрировать наш передатчик в поверхность стола, тумбы или пола, а приемник — в телефон, ноутбук или другую технику, будет достаточно только поставить устройство на поверхность и оно будет заряжаться. Без кабелей, адаптеров и даже без самой розетки. Это было решение! Мы пришли к нему не менее чем через 10 сессий с менторами. И все, что нам нужно было сделать — изменить форм-фактор продукта. Вся команда инженеров в Украине взялась за разработку нового прототипа, мы привезли его в Израиль и это было «ВАУ!».

В последний месяц программы мы полностью изменили продукт, питч, бизнес-модель и стратегию выхода на рынок. Это был прорыв. Вся команда MassChallenge искренне болела за нас до финальной битвы стартапов. Мы работали на пределе возможностей, сделали лучший питч в жизни и вызвали судейский восторг на выступлении. Все было здорово, кроме единого фактора — защиты от конкурентов. Мы не единственная компания в мире, кто занимается беспроводными технологиями, и наши конкуренты сильны. У них есть деньги, команды и патенты. На тот момент мы не смогли доказать судьям, что выстоим, хоть наша технология и мощнее, чем существующие на рынке. Но результат для нас был очевиден.

Нужны ли стартапам акселераторы? Однозначно — да. MassChallenge дал нам колоссальный рост. Экспертные мнения от опытных людей, бесценные советы и знакомства, которые никогда не случились бы, не поедь мы туда. Все это того стоило. Мы жили в Израиле «за свои»: MassChallenge не берет процент, но и не дает денег. Но с уверенностью можем сказать, что за год существования Meredot это были самые эффективно вложенные $5K.

Сотрудничество с акселератором — это не каникулы у бабушки, а работа на пределе возможностей. Это возможность самому еще больше поверить в свою идею и усилить ее слабые места. Вы должны быть готовы меняться и адаптироваться под условия рынка и запросы потребителей. Умение понять, что реально нужно людям, с какой болью они сталкиваются, и как вы можете им помочь — ключевой навык людей, создающих инновации.



Добавить комментарий