Египетская Книга мертвых: в Киеве найден неизвестный ранее экземпляр

0
2074
Книга мертвых, Книга мертвих, Book of the Dead, Ритуал зважування серця небіжчика за уявленнями стародавніх єгиптян Автор: IGallic
Ритуал взвешивания сердца покойника согласно представлениям древних египтян
Автор: IGallic

Неизвестные ранее фрагменты египетской Книги мертвых были обнаружены в киевском Институте рукописи НБУВ.

В Институте рукописи Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского хранятся неизвестные ранее и единственные в Киеве фрагменты египетской Книги мертвых. Старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины Николай Тарасенко начал исследовать их еще в 2015 г. Но о первых результатах своей работы он доложил только 17 ноября этого года на международной научной конференции «XХI Востоковедческие чтения А. Крымского».

Єгиптолог Микола Тарасенко представляв Україну в міжнародному проекті Bonn Totenbuchprojekt, присвяченому вивченню Книги мертвих Фото надано автором
Египтолог Николай Тарасенко представлял Украину в международном проекте Bonn Totenbuchprojekt, посвященном изучению Книги мертвых

Книга мертвых – это современное название сборника древнеегипетских заупокойных гимнов и религиозных текстов. Ее оригинальное название – «Изречения для выхода в день», и к тибетской Книге мертвых она никакого отношения не имеет. Древние египтяне помещали папирусы с текстами Книги мертвых в гробнице вместе с усопшими, чтобы помочь им преодолеть препятствия и опасности потустороннего мира.

Исследование разных экземпляров этого памятника помогает лучше понять мировоззрение и культуру Древнего Египта, которые повлияли на дальнейшее развитие нашей цивилизации. Именно поэтому изучению Книги мертвых был посвящен один из самых крупных и дорогих международных проектов в гуманитарных науках Bonn Totenbuchprojekt, который длился 12 лет. К нему было привлечено около полусотни исследователей – практически все ведущие мировые эксперты по этой теме, а Украину в нем представлял Николай Тарасенко.

В рамках этого проекта зафиксировано около 3 тыс. образцов Книги мертвых, которые находятся в разных странах. В Украине шесть фрагментированных египетских папирусов, в том числе и с текстами Книги мертвых, до недавнего времени хранились в одном месте – Одесском археологическом музее НАН Украины.

Фрагменты истории

Николай Тарасенко обратил внимание на небольшую коллекцию восточных манускриптов, хранящихся в Институте рукописи НБУВ в фонде «Библиотека Киевского университета св. Владимира». Среди прочего здесь есть календари на турецком и арабском языках, персидские, тибетские и санскритские рукописи, а также фрагменты, которые были указаны в инвентарной описи как «Египетские иероглифы на папирусе». До этого они не попадали в поле зрения египтологов. Происхождение всех этих документов точно не известно, но Николай Тарасенко предполагает, что они были в одной из частных дореволюционных коллекций.

Египетский папирус из коллекции восточных манускриптов состоит из 36 фрагментов. Самый большой среди них имеет размеры 5,1х3,5 см, а самый маленький – 0,7х0,6 см.

Египетский папирус из указанной коллекции состоит из 36 фрагментов. Самый большой среди них имеет размеры 5,1х3,5 см, а самый маленький – всего 0,7х0,6 см. Фрагменты помещены между двумя стеклянными пластинами, и в конверте вместе с ними хранится небольшой кусок мумификационного бинта. Вероятно, он принадлежал той самой мумии, на которой был найден папирус. Текст папируса выписан иератическим письмом (одна из форм египетского письма. – Ред.).

Имя владельца папируса не сохранилось, но известно, что это была женщина. Об этом свидетельствует, в частности, форма парика на уцелевших частях виньеток и текст на одном из фрагментов. Переводится этот текст так: «[чтобы] ее душа-ба [могла увидеть] ее (мертвое) тело». Здесь использовано местоимение женского рода «ее», что указывает на пол.

Именно этот отрывок дает основания утверждать, что папирус был создан в конце IV – начале III в. до н. э. и относится к одной из 11 групп (или так называемых текстовых традиций), которые выделяют египтологи. Конкретно эта группа обозначается как Louvre N. 3079; к ней относятся девять документов, которые хранят в музеях Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других европейских городов.

Стиль и оформление папируса указывают на то, что скорее всего он создан в Фивах – бывшей столице Древнего Египта, которая была расположена на месте современного Луксора.

Главы киевского папируса относятся к третьей части Книги мертвых – «Выход в день» и содержат изречения о превращении умершего в божество, его приобщении к солнечной ладье, познании магических таинств, возвращении в гробницу, а также «взвешивании сердца» и загробном суде Осириса.

Также удалось определить некоторые главы Книги мертвых, к которым относятся киевские фрагменты. Например, глава 87 «Изречение о превращении в (змея) Са-та» можно узнать по уцелевшим изображениям этого самого змея на одном из фрагментов. Эта и другие главы, которые удалось идентифицировать, относятся к так называемой третьей секции Книги мертвых – «Выход в день», объединяющей главы с 64 по 129. Эта часть Книги мертвых содержит высказывания о превращении умершего в божество, его приобщении к солнечной ладье, познании магических таинств, возвращении в гробницу, а также «взвешивании сердца» и загробном суде Осириса.

Кто такой Феликс Рюнне?

Остается открытым вопрос, каким образом папирус попал в Киев. Подсказкой к ответу может быть надпись на конверте, где хранится этот документ вместе с фрагментом бинта: «Мелкие фрагменты, извлеченные из египетской мумии в 1825 году Феликсом Рюнне».

Непонятно, где именно распеленали мумию и вытащили папирус. Это могло произойти как в одном из «анатомических театров» Европы, так и непосредственно в Египте. Затем, вероятно, указанный Феликс Рюнне подарил фрагменты папируса новому владельцу, но кем был этот владелец – неизвестно. Зато есть некоторая информация о самом Феликсе Рюнне.

Доктор Марк Этьен из Лувра, к которому Николай Тарасенко обратился за консультацией, высказал предположение о том, что это один из представителей аристократического рода von Rönne, которые жили в Литве в XIX–XX вв. Сложность в том, что Феликсов среди них было двое: Felix I. Baron von Rönne, который родился в 1750 г., и его второй сын Felix II. Baron von Rönne 1797 года рождения. Оба – образованные люди и филантропы, но кто именно из них мог быть первым владельцем папируса, пока непонятно. Возможно, какой-то свет на происхождение документа смогут пролить почтовые штампы и знак на конверте.

Николай Тарасенко отмечает, что это промежуточные результаты исследования киевского папируса. А окончательные результаты он намерен опубликовать в следующем году в США в сборнике статей, посвященном поздней редакции Книги мертвых.

Підписуйтесь на наш канал у Telegram

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here