Это вам не стартап. Как заманить инвестиции в науку

Це вам не стартап. Як заманити інвестиції в науку

Украинская наука существует в условиях тотального недофинансирования. Об этом говорят не только сами ученые, но и цифры. В бюджете страны на 2017 г. для науки предусмотрено чуть больше 6 млрд грн, или 0,24 % ВВП страны. Для сравнения, в США, Швеции, Финляндии, Израиле эта статья расходов составляет 2–4 % ВВП.

Во всем мире государство выступает основным инвестором фундаментальной науки – то есть теоретических и экспериментальных исследований, не имеющих коммерческой цели. Такие исследования нужны, чтобы вообще понять, как устроен мир. Именно они предшествуют научным открытиям.

Бизнес в фундаментальную науку, как правило, не вкладывает.

Ведь частные инвесторы хотят видеть прогнозируемую прибыль и желательно в кратчайшие сроки. Но зато их интересуют прикладные разработки, которые могут вылиться в конкретные рыночные продукты. Они рождаются в исследовательских центрах, лабораториях, инкубаторах при университетах по всему миру.

Чтобы выяснить, в какую науку готов вкладывать бизнес в Украине, «Дом инноваций» организовал круглый стол «Наука. Бизнес. Инновации. Кто главный?». Его участники – предприниматели, инвесторы, ученые – ответили на самые важные вопросы, которые сейчас волнуют отрасль.

Почему украинская наука мало интересует инвесторов?

В Украине научное сообщество слабо контактирует с бизнесом. А инвесторы не слишком вникают, чем живут государственные научно-исследовательские институты.

Семен Есилевский, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела биологических систем Института физики НАН Украины

Семен Есилевский

Почему так получается? Во-первых, большинство работ украинских ученых – это та самая фундаментальная наука, не имеющая практической цели. По оценкам доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника отдела биологических систем Института физики НАН Украины Семена Есилевского, наука в Украине на 80% фундаментальная и при всем желании не может систематически выдавать концепты рыночных продуктов.

Ученые и бизнесмены в буквальном смысле говорят на разных языках, оценивают друг друга разными категориями

Во-вторых, даже ученые, которые занимаются прикладной наукой, часто не могут донести до бизнеса привлекательность своей разработки и ее потенциал. Ведь бизнесмену нужно объяснять все простыми словами, без специальных научных терминов, и это превращается в испытание. «То есть ученые и бизнесмены в буквальном смысле говорят на разных языках, оценивают друг друга разными категориями», – объясняет докторант кафедры биохимии и биотехнологии Института естественных наук Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника Олег Лущак.

докторант кафедры биохимии и биотехнологии Института естественных наук Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника Олег Лущак

Олег Лущак

По его словам, аналогичное непонимание возникает и при общении с государством. Чиновники решают, во что государство будет вкладывать деньги, но не понимают ценность тех или иных разработок. «Вместо того чтобы взять фокус на какие-то конкретные направления, государство финансирует всю науку по мере того, у кого какие связи», – рассказывает Олег Лущак. Поэтому часто ученые предпочитают подаваться на гранты за рубежом. Из личного опыта – Олег и его коллеги в 2009 г. сделали небольшое открытие: они выяснили, что экстракт определенного вида растений очень хорошо влияет на способность думать и запоминать. Но поскольку в Украине возможности развивать эту идею не было, ученый подался на небольшой грант в Германии. «С этого все началось. А сейчас, недели через две мы подаем официально заявку на патент в 64 странах на молекулу, которая улучшает способность учиться и запоминать», – говорит Олег Лущак.

Бизнесмен, меценат и инициатор «Дома инноваций» Игорь Янковский считает, что сейчас нам всем надо больше общаться друг с другом. И ученым, и предпринимателям, и инвесторам, и государству. «В Украине многие люди не знают, как вообще подойти к проблеме», – подчеркивает он. Поэтому нужна коммуникационная площадка, которая давала бы людям понимание, что делать со своими идеями. Такой площадкой и призван стать «Дом инноваций».

Бизнесмен, меценат и инициатор «Дома инноваций» Игорь Янковский

Игорь Янковский

Игорь Янковский также считает, что один из «тормозов» инноваций в Украине – это недоверие в обществе. По статистике, его уровень у нас составляет 80%. Этот тезис подтверждает Алексей Антипович, руководитель социологической группы «Рейтинг», которая проводила исследование для «Дома инноваций» на тему «Проблемы популяризации науки в Украине». По результатам опроса, только треть ученых подавалась на гранты, обращалась к бизнесу или каким-либо образом пыталась привлечь деньги под свои разработки. «Есть огромный уровень недоверия к международным корпорациям, к грантам. Ученые даже не пробовали подаваться, но уже не верят в успех», – говорит Алексей Антипович.

В какую науку вкладывает бизнес?

Хотя контакт науки с бизнесом в Украине очень слабый, он все же есть. И есть инвесторы, которые уже вкладывают в наукоемкие стартапы.

Компания Noosphere проводит конкурс наукоемких стартапов Vernadsky Challenge, инвестирует в спутниковые и космические технологии. Например, один из проектов Noosphere – это платформа, которая на лету обрабатывает большие массивы спутниковой информации. Проект уже успешно запущен на рынке США. Но математические модели, нейронные сети, разработанные украинскими учеными, – они не составляют замкнутый цикл бизнеса. Поэтому приходится обращаться к компаниям, которые собирают эти спутниковые данные, и ко многим другим. «И вот когда мы так дошли до ракетоносителей и пришли к нашим ученым, оказалось, что за 25 лет они не сделали ни одной новой ракеты. У них были только разработки, оставшиеся со времен Советского Союза. Никто в стране не развивал экспериментальное производство», – рассказывает директор по инновациям Noosphere Михаил Рябоконь.

директор по инновациям Noosphere Михаил Рябоконь

Михаил Рябоконь

К текущему моменту Noosphere зашла в шесть университетов, где организовала лаборатории, в которых сама продвигает экспериментальное производство. Там и создают топливо, и используют новые композитные материалы. В декабре прошлого года впервые был испытан двигатель, изготовленный с помощью 3D-печати. «Эти новые технологии здесь не культивируются почему-то. Но мы готовы вложить в технологии, в университеты, в технологические школы, в институции, которые помогут нам решить проблему построения космического аппарата и построения малого ракетоносителя», – говорит Михаил Рябоконь.

Какую проблему решает тот или иной научный проект?

По его словам, инвестору не интересно, как делятся науки – на прикладные или фундаментальные. По сути, он задает себе философский вопрос: «Какую проблему решает тот или иной научный проект?»

«Инвестор не интересуется разработками, он не интересуется изобретениями. Почему? Потому что это только составляющая бизнеса, причем в разрезе всего бизнеса не очень большая», – добавляет основатель и управляющий партнер AVentures Capital, председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA) Андрей Колодюк. Когда инвесторы вкладывают в стартап, они вкладывают в возможность на определенной технологии или разработке построить успешную компанию. Не наоборот.

основатель и управляющий партнер AVentures Capital, председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA) Андрей Колодюк

Андрей Колодюк

«Если мы видим, что есть определенная технология, но в компании нет людей, которые знают, как построить на этом бизнес, мы говорим откровенно: „Вам нужно найти партнеров, которые понимают, как делать бизнес“. И только тогда это работает. Потому что технология – это только 20% от вашего бизнеса», – объясняет Андрей Колодюк.

С чем идти к инвестору?

Голые идеи не интересуют инвесторов – хоть в научной сфере, хоть в IT, хоть где-угодно. Идти к инвестору желательно не только с пониманием того, зачем нужен ваш продукт, но и с прототипом.

Прототип нужно сделать как можно скорее, чтобы обкатать его на реальных клиентах и проверить свои гипотезы относительно продукта. И только после этого можно продолжать дальнейшую работу. Андрей Колодюк напоминает, что главная причина закрытия стартапов в мире – это отсутствие потребности в их продукте. То есть стартап что-то сделал, а это оказалось никому не нужно.

Как создать прототип c помощью хакатонов?

Как создать прототип? Научиться этому можно, например, на хакатонах. Хакатон – это формат мероприятий, когда разные специалисты в командах совместно работают над решением какой-то задачи и в конце выходят на прототип. С помощью хакатонов можно материализовать тот научный потенциал, который есть в Украине. «Их нужно делать каждую неделю в государственных и научных учреждениях», – считает Андрей Колодюк. Конечно, есть уникумы, которые одновременно занимаются наукой и разбираются в бизнесе, но таких людей очень мало. «Кем был бы Стив Возняк, если бы не имел двух партнеров в Apple?» – риторически вопрошает инвестор.

Это вам не стартап. Как заманить инвестиции в наукуНа первой стадии, когда еще нет того самого прототипа, наукоемкие стартапы во всем мире финансируются государственными или спонсорскими фондами. Украина, к счастью, имеет возможность получать эти средства по программе Horizon 2020. Однако, по словам Андрея Колодюка, только пять украинских проектов получили средства по этой программе. «Это очень мало, – считает он. – Я знаю, что Европейская комиссия подталкивает нашу страну и удивляется, почему никто не подается».

Способы привлечь инвестиции в инновационные стартапы

Еще один способ привлечь средства в разработку – это выйти на площадки вроде Kickstarter или Indiegogo. «Мы как фонд инвестировали в Petcube (стартап, который делает гаджеты для удаленного общения с домашними животными) уже после того, как они собрали там 200 тыс. долл. Почему? Мы читали отзывы и общались с теми людьми, которые дали деньги на продукт, которого еще не было. Мы поняли, что людям нравится это идея и они бы пользовались этим продуктом», – рассказывает Андрей Колодюк.

По его словам, деньги в стране есть и инвесторы есть. В одной только ассоциации UVCA всего 45 инвесторов, каждую неделю происходит одна-две сделки. Средняя инвестиция по итогам прошлого года составила 500 тыс. долл. В этом году общий объем инвестиций может вырасти в два раза, по сравнению с прошлым.