Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину
Фото: Firefly Aerospace

Американская частная космическая компания открыла представительство в украинском Днепре. Что связывает Firefly Aerospace с Украиной?

В мае этого года американская компания Firefly Aerospace открыла центр исследований и разработки (R&D) в Украине. Это первый в истории случай, когда космическая компания другой страны открывает представительство в нашей стране. Над чем работает американская компания и какие надежды она возлагает на украинских специалистов выяснил «Дом инноваций».

Полет «светлячка»

История компании началась в 2014 году. Инженер Томас Маркусик сидел на крыльце своего дома в США и наблюдал за светлячками. Яркие точки мельтешили в темноте. Он думал о том, что когда-нибудь небо будет усеяно космическими аппаратами, сияющими подобно светлячкам. Томасу нравилась идея частного космоса, доступного каждому (так называемого «нового космоса», New Space), и у него уже был опыт работы в компаниях, поддерживающих эту идею. Ранее Маркусик занимал пост вице-президента одного из направлений компании Virgin Galactic, принадлежащей миллиардеру Ричарду Брэнсону, был старшим системным инженером в Blue Origin Джеффа Безоса и старшим инженером в SpaceX Илона Маска.

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Команда Firefly Aerospace. Слева направо: Марк Уотт, директор, Томас Маркусик, основатель и CEO, Лесли Ковач, вице-президент по развитию бизнеса, Макс Поляков, основатель
Фото: Firefly Aerospace

Все эти компании работают над тем, чтобы сделать космос доступнее. Virgin Galactic планирует организовывать туристические суборбитальные и орбитальные полеты. SpaceX создает многоразовые ракеты-носители и работает над пассажирским космическим кораблем. Blue Origin также создает суборбитальный корабль.

Маркусик решил, что пришло время для собственного проекта, который тоже сделает вклад в развитие частного космоса. Только в отличие от других компаний, которые ориентируются на запуск тяжелых спутников, он решил сосредоточиться на создании малой ракеты-носителя. Томас Маркусик вместе с партнерами Майклом Блумом и Пи Джей Кингом создал компанию, которую назвал Firefly Space Systems (в переводе с английского firefly — «светлячок»). «Сочетание слов “огонь” (fire) и “полет” (fly) мне кажется очень емким для компании, которая строит машину, взлетающую на столбе огня», – объяснил он «Дому инноваций».

Знакомые Маркусика говорят, что он тот самый «безумный инженер», очень увлеченный своим делом. Впрочем, это не уберегло компанию от краха. Ключевой инвестор (его имя не раскрывается) не смог выполнить свои обязательство по инвестициям, и «светлячок» оказался в долгах. По словам Маркусика, инвестор изменил настроение после того, как британцы проголосовали за выход страны из Европейского Союза. «Не было никакой вопиющей ошибки, из-за которой первое воплощение Firefly потерпело неудачу. Многие внешние факторы (такие как Brexit и неудачи запуска в других компаниях) способствовали тому, что мы не смогли обеспечить устойчивое финансирование. Было много относительно незначительных вещей, которые мы могли бы сделать лучше, и много уроков. Но по большей части мы были на правильном пути и просто нуждались в новом финансировании для возобновления деятельности компании», — рассказал основатель Firefly «Дому инноваций».

Вот это поворот

Спасение пришло откуда не ждали. Предприниматель из Днепра Максим Поляков, который уже много лет живет в США, следил за деятельностью Firefly Space Systems, и идеи проекта ему нравились. Поэтому когда «полет светлячка» неожиданно прекратился, Поляков через свою компанию EOS Launcher выкупил его долги в размере $1 млн и даже вернул Томаса Маркусика в компанию. Затем в проект вложился фонд Noosphere Ventures, управляющим партнером которого также является Поляков. Обновленная компания стала называться Firefly Aerospace.

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Президент Украины Петр Порошенко на открытии Firefly Aerospace в Днепре
Фото: Firefly Aerospace

«Несмотря на крах, меня никогда не покидала вера, что мы делаем то, что нужно», — вспоминает Маркусик.

Полякова впечатлила команда Firefly — люди, которые заряжены на успех и «болеют» идеей. «Но как это часто случается с творческими инженерами, им не хватило коммерческой хватки», — объяснил он.

На момент сделки команда уже достигла впечатляющих результатов в части технической разработки. Собственно, это и стало решающим фактором для Полякова, чтобы инвестировать дальше.

Ракетостроительных компаний в мире не так уж и много, а ракеты такого класса, как строит Firefly, не строит больше никто. «На рынке либо старые “монстры”, которые строят огромные ракеты, либо новые компании типа SpaceX, чьи ракеты тоже больше наших», — говорит Макс Поляков.

Учитывая украинский бэкграунд Полякова, новость об открытии офиса в Днепре уже не звучит так удивительно. В Днепре сосредоточены не только государственные предприятия космической отрасли — Южный машиностроительный завод, КБ «Южное», но и околокосмическая активность Полякова — там работает инжиниринговая школа Noosphere Ventures. В свое время родители Полякова работали в государственной компании в сфере ракетостроение, поэтому он говорит, что тоже мечтал о космосе.

«Новый космос» против «старого совка»

Сейчас Firefly Aerospace все так же работает над созданием легкой ракеты-носителя.

По данным ресурса Crunchbase, штаб-квартира Firefly Aerospace находится в Остине, штат Техас, США. В украинском офисе разработки трудится около 120 человек.

Офис в Днепре возглавляет Джон Иселла, один из первопроходцев космической отрасли США. До этого он успел поработать над проектом Antares для NASA и руководил канадской компанией MLS, которая строила космодром для совместных с Украиной запусков. В Украине Джон Иселла также известен тем, что представлял конструкторское бюро «Южное» в США — его наняли несколько лет назад, чтобы продвигать украинские разработки за рубеж.

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Джон Иселла
Фото: Firefly Aerospace

«Днепр — космическая столица Украины. Здесь находится «Южмаш», конструкторское бюро «Южное». Здесь невероятная концентрация специалистов в аэрокосмической отрасли. Поэтому выбор локации не случайный», — говорит Иселла. В разговоре он несколько раз подчеркнул, что люди — главная ценность Украины, и что на эту ценность Firefly Aerospace сейчас делает ставку. Специалистов переманивают, в том числе, из государственных предприятий.

Днепровский офис занимается экспериментальной разработкой, проектированием, производством и экспериментальной отработкой элементов конструкции ракетной техники легкого класса. А именно — кислородно-газовой ракеты Firefly Alpha, которая будет выводить до 500 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 225 кг на солнечно-синхронную орбиту.

И хотя в Украине много технических специалистов, построить ракетостроительную компанию с нуля здесь нельзя — законодательство не позволяет. Поэтому покупка Firefly с последующим открытием офиса в Днепре стала единственным возможным вариантом.

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Макс Поляков, Петр Порошенко, Джон Иселла
Фото: Firefly Aerospace

Космические технологии — это технологии двойного назначения. Еще со времен СССР государство жестко регламентировало их разработку. В Украине частным компания до сих пор запрещено заниматься космическими запусками. Как утверждает Джон Иселла, таких ограничений больше нигде в мире нет. Впрочем, он надеется, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему.



Добавить комментарий