Креативность в предпринимательстве: как рождаются инновации?

Креативность в предпринимательстве: как рождаются инновации?

Креативность, бизнес и инновации: как связаны эти явления? Нужно ли в предпринимательской деятельности творчество как инструмент для создания инновационных продуктов?

Термин «предпринимательская деятельность» разные словари и энциклопедии определяют немного по-разному. Но в любом описании так либо иначе будет сказано, что это деятельность с целью прибыли и все риски этого процесса возлагаются непосредственно на предпринимателя — организатора бизнеса. Предприниматель рискует своими ресурсами — временем, денежными средствами — и сам за них отвечает. Чтобы минимизировать эти риски, бизнесмен хочет одного: создать продукт, который будет максимально востребован рынком. Ну а рынок лучше воспринимает товары и услуги, которые дают определенные преимущества потребителям.

Инновации в свою очередь способствуют качественному росту с точки зрения эффективности, что делает их священным Граалем предпринимательской деятельности. Экономика в новейшей истории практически целиком связана с инновациями. Если взять любой рейтинг самых крупных или быстроразвивающихся компаний в мире, мы заметим, что первые места в нем занимают те, бизнес которых построен на инновациях. Например, мировым лидером по рыночной капитализации по версии PwC уже несколько лет остается компания Apple, в основе деятельности которой — разработка и внедрение инноваций. В целом большинство компаний в таких рейтингах представляет сферы технологий, обслуживания и финансов (с мощной технологической составляющей). Так что инновационный компонент в бизнесе зачастую сопровождается успехом компании в финансовом плане.

Инновации = рост эффективности

Создание инновационных решений, продукции, реорганизация процессов напрямую связаны с интеллектуальной деятельностью. А если говорить конкретно — с творческой деятельностью человека. За каждым изобретением или рационализаторским нововведением стоит творчество конкретных людей, их фантазия и новые идеи. Поэтому креативность в предпринимательской деятельности сегодня — один из самых важных факторов коммерческого успеха.

Три категории знаний

Исследуя природу знания и развитие креативности у работников умственного труда, американские ученые Дэвид Хенард и Энн Мак-Фэдьен разбили знания на категории согласно источнику их возникновения и описали, как эти знания помогают в работе (в нашем случае — в бизнесе). Так, согласно категоризации исследователей, все знания делятся на полученные (которые были получены от другого носителя), уникальные (сочетающие сведения из разных областей, сложившиеся у отдельного индивидуума в ходе его деятельности) и креативные (созданные человеком в процессе творческого переосмысления разных факторов, объединения данных, полученных из разных источников).

Креативность в предпринимательстве: как рождаются инновации?

Если перевести эти понятия на язык предпринимательства, то слова исследователей можно трактовать так: в бизнесе полученные знания обеспечивают конкурентное равенство с другими игроками рынка, уникальные знания могут обещать конкурентное преимущество, а креативные знания гарантируют устойчивое конкурентное превосходство. В контексте работы американских ученых речь шла о том, что определенные преимущества бизнесу дает большее количество работников умственного труда, обладающих знаниями более высоких уровней.

Фундаментальные знания — приобретенные — это базовый ресурс, без них предпринимательская деятельность невозможна вовсе. Запас приобретенных знаний формируется у человека или компании все время существования и составляет основной багаж информации, хранимый и используемый в процессе работы. Накопление этих данных происходит (для специалиста) через чтение, общение, обучение в соответствующих образовательных заведениях или в ходе практических занятий, мастер-классов. Развитие когнитивных способностей, возможность получения знаний более высокого уровня — уникальных и креативных — зависят от количества и качества усвоенных базовых приобретенных знаний.

Бизнес, накопивший базу приобретенных знаний, с которыми при конкурентном паритете можно осуществлять деятельность на рынке, способен перейти на следующий уровень — конкурентного преимущества. При этом исследователи, занятые в отрасли маркетинга, особо отмечают, что зависимость от приобретенных знаний ограничивает творческий процесс, замедляет его и ослабляет. Конкурентные преимущества предприятия, если они построены только лишь на более интенсивном труде работников или большем их количестве, в условиях рыночной экономики легко нивелируются конкурентами, поскольку не содержат ноу-хау, не основываются на новых знаниях, недоступных другим участникам рынка, — в частности, на инновациях.

Совсем другая ситуация с уникальными знаниями — ими можно назвать какие-то ноу-хау отдельных сотрудников или фирменные технологии, методы, процессы, созданные путем совмещения теории и практики. Они возникают, например, когда приобретенные знания используют нетрадиционным способом — применяют навыки, освоенные в одной сфере, в другом направлении деятельности, на стыке разных отраслей и т. п. Формирование таких знаний дает компании уникальные опыт и запас информации (откуда и происходит название «уникальные знания»).

А вот инновации, как утверждают исследователи, относятся к области творческих знаний. В этой, высшей среди всех трех, области возникают совершенно новые знания — ответы на вопросы, которых до сих пор не существовало. Также с помощью творческих знаний может быть создан новый продукт, методика или процесс для тех направлений деятельности, где прежние решения были значительно менее эффективными. И в этом сегменте знаний заложен мощный потенциал для новаторского, прорывного развития существующего бизнеса, построенного на инновациях. Соответственно, знания такого рода, полученные путем применения творчества, креативного мышления, становятся в предпринимательской деятельности самым важным ресурсом.

Креативность в предпринимательстве: как рождаются инновации?

Классическая схема предпринимательского процесса включает семь этапов — от желания действовать до формирования идеи и, наконец, готового продукта.

  1. Генерация идеи — здесь происходит зарождение самого предприятия, возникает понимание, куда будут приложены усилия.
  2. Зарождение — это стадия распознавания проблемы, для решения которой будут приложены усилия предпринимателя.
  3. Подготовка — стадия, на которой появляются варианты рационализации с целью решения проблемы.
  4. Вызревание — на этой стадии происходит обдумывание вариантов, принятие решения о том, каким из них воспользоваться.
  5. Технико-экономическое обоснование — готовую разработку (пока что «на бумаге») оценивают с точки зрения возможности получения прибыли, простоты реализации и т. д.
  6. Реализация — собственно процесс создания продукта.
  7. Проверка — на стадии валидации готовое продукт испытывают в условиях реального использования.

Мы понимаем, что на любом из этих этапов возможен возврат на предыдущую стадию в случае, если обратная связь покажет неэффективность или даже тщетность задумки, из которой должен был произрасти конкурентный продукт. Эта обратная связь предполагает не отображенную в схеме попытку критически оценить любой аспект прорабатываемой задачи на любом этапе.

Так почему же креативность так важна для предпринимательства, особенно в сфере инноваций, если оценивать ее необходимость исходя из этой схемы? Дело в том, что творчество присутствует в схеме буквально на каждом этапе.

Как мы уже выяснили ранее, конкурентное преимущество дают уникальные или креативные знания, которые могут появиться на первой стадии процесса предпринимательства: при генерации идеи. Создание новой идеи, безусловно, креативный, творческий процесс. Наибольшее преимущество предпринимателю дает создание не просто новой идеи, а в первую очередь инновационной идеи — которая очевидно, будучи реализованной в продукте, станет востребованной на рынке благодаря своим достоинствам.

В целом, любой из этапов задействует творческое начало предпринимателя и его команды. Креативность позволит быстро и эффективно пройти все стадии вызревания идеи в продукт. Инновация рождается там, где ее создатель задумывается над проблемой, которую до него никто не выявил или же выявил, но определил как «нерешаемую», — и задумывается творчески.

Креативность помогает в предпринимательстве не только создавать инновации в существующих сферах, но и открывать новые ниши на рынке. С помощью творческого подхода, применения известных методов в разных сферах деятельности, на стыке разных дисциплин, объединения разных подходов, создают инновационные продукты и сервисы. Так в последние несколько десятилетий зародились целые отрасли: вспомним электронную коммерцию, социальные сети, применение искусственного интеллекта в фармакологии, IT, исследования космоса…

Дэниел Гоулман, американский писатель, психолог, научный журналист, исследуя тему креативности и инновационности предпринимательства, в свое время высказался так: «Связь между творчеством и коммерческим успехом очень важна, однако ее часто упускают из виду. Предприниматели склонны думать о своем деле как о чем-то очень организованном и стратегическом. Конечно, так и должно быть, но предприятия не могут преуспеть, особенно в современных конкурентных условиях, без инноваций. А инновации зависят от творчества. Креативность — это точка входа в процесс, который в идеале приведет к инновациям».