Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?
Фото: КГГА

Как инновации и Kyiv Smart Card способны помочь Киеву значительно улучшить инфраструктуру муниципального транспорта рассказывает «Дом инноваций».

Официально: проезд в муниципальном транспорте Киева уже можно оплатить с помощью специальной смарт-карты Kyiv Smart Card. «Льготники» теперь тоже будут обязаны отмечаться при каждом проезде, «валидировав» «Муниципальную карточку киевлянина». Что это нововведение дает киевлянам и городу выяснял «Дом инноваций».

Проблема

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Оранжевые валидаторы давно привлекли внимание киевлян
Фото: КГГА

Не первый год многие киевляне и гости Киева жалуются на систему муниципального транспорта. Дескать, трамваев, автобусов, поездов метро, троллейбусов не так много, как хотелось бы. Их приходится долго ждать, особенно в час пик. Комфорт в салоне зачастую оставляет желать лучшего. Из-за этих проблем в середине-конце 1990-х город стал пересаживаться на «маршрутные такси» — шустрые, комфортные, пусть и несколько более дорогие.

Но сейчас, когда постепенное обновление подвижного состава муниципального транспорта закрывает вопросы качества (кондиционер, бесплатный Wi-Fi в салоне, удобные входы для людей на колясках, пассажиров с маленькими детьми, для пожилых пассажиров, видеонаблюдение в салоне для безопасности, удобства для слепых и слабо видящих, а также отслеживание транспорта онлайн на сайте «Киевпастранса» для удобного планирования поездок и пр.), стареющие «маршрутки» становятся все менее привлекательным способом перемещения в пределах города.

Однако, есть у муниципального транспорта и ряд минусов, которые призвана решить введенная система Kyiv Smart Card. Но об этом ниже. Сначала посмотрим на сами новые смарт-карты.

«Умные» билеты

В метрополитене Киева уже довольно давно можно использовать не только специальные проездные — электронные смарт-карты, — но и оплачивать проезд бесконтактными платежными картами Visa и MasterCard, а также Google Pay и Apple Pay. Теперь Киев переходит на электронную систему оплаты проезда также в трамваях, троллейбусах, автобусах, а далее — в городской электричке, в муниципальных маршрутках и на фуникулере. Это, конечно, не секрет: яркие «валидаторы» в салонах автобусов и троллейбусов было сложно не заметить, а историю о том, что «система никогда не заработает», рассказывали все киевские пессимисты. Однако вот, вопреки их ожиданиям, это свершилось — система запущена, о чем официально заявил директор Департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров, выступая на пресс-конференции. Да и социальные сети полнятся рассказами «Я воспользовался электронным смарт-билетом, и это круто!».

Пока что электронные билеты работают параллельно с традиционными бумажными билетами, так как система проходит стадию опытной эксплуатации. Та же система оплаты, что существовала до сих пор, будет действовать весь переходный период вплоть до конца октября 2019 года. С начала ноября оплатить проезд в Киеве можно будет только Kyiv Smart Card, новой «Муниципальной карточкой киевлянина», билетом с QR-кодом (бумажным или электронным, сгенерированным в «кабинете киевлянина»), либо бесконтактными платежными картами Visa и MasterCard, и смарт-устройствами через системы Apple Pay и Google Pay там, где это предусмотрено.

Вот как это работает

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Фото: КГГА

Как уже было сказано, чтобы оплатить проезд, необходимо поднести соответствующий билет или карточку к валидатору в автобусе, троллейбусе или трамвае, либо к считывающему устройству на турникете метро. Факт оплаты проезда регистрируется в компьютере. В момент, когда в салоне начинается проверка билетов контролерами, валидаторы блокируются, и с помощью считывающего устройства инспекторы смогут проверить, была ли валидирована карта каждого из пассажиров. Визуально факт валидации на карте или билетах никак не отмечается — сообщение о том, что проезд оплачен, на специальном дисплее видит только пассажир, поднесший карту или билет к валидатору.

Сама смарт-карточка стоит 50 грн. Приобрести ее уже можно на станциях метро «Крещатик», «Театральная», «Майдан Независимости», «Академгородок», «Лесная», «Арсенальная», «Теремки», «Выдубичи», «Сырец» и «Почайна», а на всех остальных станциях, по словам представителей КГГА, продажа карт начнется в ближайшее время.

Интересный факт

За 2018 год киевский метрополитен перевез 496 миллионов 71 тысячу пассажиров — примерно 1/15 часть населения Земли.

Среди самых загруженных станций — «Лесная» (20,701 млн. пассажиров), «Академгородок», «Вокзальная» (каждая — больше 20 млн.), на синей линии — «Минская» (17,114 млн.), «Контрактовая площадь», «Почайна» (более 15 млн. на каждой), а на зеленой ветке — «Позняки» (14,546 млн.) и «Лукьяновская» (14,533 млн. пассажиров).

Пополнить карту можно все на тех же 10 станциях метро, где они уже продаются, в Личном кабинете киевлянина и в терминалах самообслуживания Ibox и EasyPay. В дальнейшем карту можно будет приобрести и пополнить в терминалах самообслуживания в вестибюлях каждой из станций метро, на станциях скоростного трамвая, в кассах Т-киосков, а пополнить — в мобильном приложении Kyiv Smart City, в терминалах 2click, на сайтах платежных систем iPay, Portmone и других. Но это дело будущего.

С Kyiv Smart Card действует система скидок: если вы пополняете карту на 1-9 поездок, то каждая из них будет стоить вам стандартные 8 грн. Если же вы покупаете 10-19 поездок, то каждая обойдется вам дешевле на 30 копеек — 7,70 грн. Цены снижаются вплоть до 6,50 копеек за одну поездку, когда вы покупаете сразу 50 поездок за 325 грн.

Термін дії куплених поїздок на електронному квитку — рівно рік з моменту останньої валідації. Через 12 місяців після останнього використання смарт-картки сума, що залишилася на картці, згорає. Але досить використати Kyiv Smart Card хоча б раз на 364-й день з моменту останньої валідації, і поїздки, що залишилися на картці, будуть дійсні ще один рік.

Kyiv Smart Card: проїзд в транспорті «порозумнішав». У чому вигода для киян?

Срок действия карты можно узнать в кабинете пользователя (веб-сайт уже работает, специального мобильного приложения пока что нет). Там же можно уточнить текущий баланс или приобрести разовые QR-билеты по 8 грн, чтобы распечатать их или загрузить на мобильное устройство. Оставшееся на карте количество поездок также отображается на дисплее валидатора при каждом использовании карты (пока что только в метро — в наземном транспорте валидатор лишь подтверждает факт оплаты проезда). Важно, что каждая карточка имеет уникальный номер и PIN-код, поэтому ее можно закрепить за собой в кабинете пользователя, сделав персональной, а при утере заблокировать ее. Все приобретенные поездки в таком случае сохранятся за вами, и их можно будет перенести на новую купленную карточку. Также карту нельзя вернуть в «Киевпастранс» за деньги или снять с нее остаток денег, внесенных за будущие поездки. Поэтому воровать карту, сколько бы на ней не было поездок, не имеет смысла.

Немного статистики

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Директор Департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров
Фото: КГГА

Несмотря на то, что система запущена буквально за пару дней до официального объявления, на 12 февраля, по данным КГГА, карточку приобрели уже около двух тысяч киевлян, а с помощью транспортных карт на тот же момент было оплачено 7 тысяч поездок. Карточками киевлянина, которые дают право на бесплатный льготный проезд, только за первую декаду февраля 2019 года было валидировано 1,7 млн. поездок.

«По состоянию на 13 февраля 2019 года весь наземный муниципальный транспорт уже оборудован бортовыми компьютерами и валидаторами. Валидаторами оборудованы 1326 единиц наземного транспорта. В 68 вестибюлях киевского метрополитена модернизировано 76 турникетов — они обозначены надписью Kyiv Smart Card. Впоследствии к оплате проезда мы планируем подключить и расчет банковской карточкой», — отметил Юрий Назаров.

Зачем нужна Kyiv Smart Card?

Чаще всего киевляне, впервые сталкивающиеся с новой системой оплаты, и бывавшие в других странах, сетуют на то, что оплата производится за одну поездку, сколько бы она не длилась (грубо говоря — за вход в метро), а не за время, проведенное в дороге. В разных странах в городах и на пригородном транспорте работает система оплаты по зонам или, на что чаще всего ссылаются критики новой киевской системы оплаты, оплата за время — продаются билеты на полчаса, на час, на утро, день, трое суток, и т.п.

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Фото: КГГА

В КГГА резонно отвечают, что из-за киевских пробок никогда точно не знаешь, сколько времени займет поездка на автобусе или троллейбусе, хотя время поездки в скоростном трамвае можно более-менее точно спрогнозировать, а в метро — высчитать практически до минуты. Но, чтобы сделать систему эффективно работающей на всех без исключения видах общественного транспорта в столице, была выбрана система оплаты именно за одну поездку.

Заметим, что для туристов существуют специальные карты Kyiv Pass — на 24, 48 и 72 часа. Они при своей довольно высокой стоимости дают не только право проезд в метро, но также на посещение музеев, экскурсий, галерей, ресторанов, развлекательных заведений и мероприятий по льготным ценам или вообще бесплатно.

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Наразі на сайті «Київпастрансу» працює система відстеження транспорту онлайн. Тепер організація зможе відслідковувати переміщення не тільки транспорту, но і пасажиропотік в масштабах міста.

На а теперь — о преимуществах инновационной системы Kyiv Smart Card.

С новой системой практически полностью отпадает необходимость в кондукторах. Каждый пассажир приобретает карту или же оформляет «Муниципальную карту киевлянина» и самостоятельно оплачивает каждый свой проезд — либо же использует то ограниченное число льготных (бесплатных) поездок, которые ему предоставили власти Киева по «Карте киевлянина». Сейчас КГГА обещает предоставить возможность использовать с валидаторами бесконтактные банковские карты (соответственно, и Apple Pay, и Google Pay) во втором квартале 2019 года, что будет очень удобно для тех, кто пользуется общественным транспортом лишь изредка.

Далее — только теперь можно будет перевести муниципальный транспорт на рельсы реальной коммерциализации. Ездить бесплатно смогут не все те, кто предъявит «корочку» пенсионного или ученического удостоверения с неизвестно чьим именем и фото, а только те, кто имеет на это право, и ровно столько раз, сколько предусмотрено: это будут льготники Киева, получившие карту, и количество поездок по ней строго ограничено. Так что с бабушкиной картой ездить на работу весь месяц бесплатно никак не получится.

Соответственно, транспортники смогут увидеть реальный объем перевозок пассажиров льготных категорий, и, как это делается в мире, получать компенсацию от соответствующих структур за обслуживание этих пассажиров. Таким образом, перевозку каждого пассажира, даже «бесплатного», можно монетизировать.

От Kyiv Smart Card к Kyiv Smart City

Kyiv Smart Card: проезд в транспорте «поумнел». В чем выгода для киевлян?

Фото: КГГА

Кроме реальной оплаты проезда каждого пассажира, система предполагает полный учет всех перевезенных всеми видами транспорта пассажиров. По факту Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА получает в свое распоряжение «большие данные»: полную карту всех перевозок всех пассажиров Киева на всех видах транспорта. И эти данные поддаются анализу. Такую статистику из Big Data можно использовать для того, чтобы анализировать пассажиропоток в масштабах многомиллионной столицы Украины.

Проанализировав данные, можно сделать многое. Например, корректировать маршруты — продлевать их или укорачивать, если это необходимо. Можно добавлять или снимать с маршрута автобусы или троллейбусы, в зависимости от востребованности. Но еще можно выявлять другие неочевидные закономерности, которые помогут улучшить транспортные перевозки — можно полностью изменить маршруты, проследив, как перемещаются пассажиры в пределах города, сделав транспортную систему максимально комфортной с точки зрения логистики.

Тотальный учет вместе с использованием камер видеонаблюдения позволит сделать Киев более безопасным и более четко понимать его потребности. А это поможет стать столице Украины более комфортной для жизни, будет способствовать эффективному развитию ее инфраструктуру, и в итоге поможет сделать Киев настоящим Kyiv Smart City.