Кипу – узелковое письмо инков: развязка близка

Кіпу – вузликове письмо інків: розв’язка близько

Узелковое письмо инков: станут ли шесть кипу из долины Рио-Санта новым Розеттским камнем?

Перед Новым годом в зарубежных СМИ появились публикации о том, что исследователи из Гарвардского университета сделали важное открытие. Благодаря ему, возможно, мы наконец прочитаем кипу – документы, «записанные» узелками на веревках, которыми пользовалось население Центральноандского региона Южной Америки – прежде всего жители империи инков и их потомки. История этих народов в значительной степени написана победителями – испанскими завоевателями. Если кипу действительно «заговорят», мы узнаем другую версию этой истории.

Четыре стороны света, объединенные вместе

Империя инков была крупнейшим политическим образованием в доколумбовой Америке. Она простиралась примерно на 5 000 км вдоль западного побережья Южной Америки, и в разные периоды ее населяли 8–12 млн человек. Сегодня эту территорию занимают Колумбия, Чили, Перу, Боливия, Эквадор и Аргентина. На языке кечуа империя называлась Тауантинсу́йу – «четыре объединенные провинции» (дословно: «четыре стороны света, объединенные вместе»).

Для того чтобы «связать» своих подданных из разных уголков в единую империю, просто необходим документооборот: записи о том, сколько людей живет в определенном поселении, какой у них социальный статус, сколько кукурузы они собрали, сколько работ должны выполнить и сколько подати уплатить. Инки успешно объединили отдельные народы империи, использовав веревки из шерсти альпак и лам или из хлопка – кипу. По словам историка Фелипе Гуамана Помы де Айялы, «империей управляли с помощью кипу».

«Писали» и «читали» кипу специальные чиновники – кипукамайоки. Сегодня же исследователи мало понимают из того, что «записано» в том или ином кипу, но давно разобрались, какие числа в них зашифрованы. Кого или чего именно касаются эти цифры, какая еще информация «записана» (если действительно «записана») в кипу и как она «записана» – на эти вопросы, в основном, ответа нет.

Но сейчас, похоже, в руках исследователей оказался важный ключ. «Дом инноваций» попытался разобраться в хитросплетениях кипу вместе с Сергеем Куприенко – одним из всего нескольких в Украине специалистов по истории и культуре инков.

Два документа

До настоящего времени дожило более 900 кипу. Самая внушительная коллекция – около 300 экземпляров – хранится в Этнологическом музее в Берлине, еще одно большое собрание есть в музее «Пять континентов» в Мюнхене, по несколько десятков кипу хранят музеи Перу. Для самых любознательных скажем, что в Украине кипу вы не увидите. Главный центр изучения кипу – Khipu Database Project, где собрана вся возможная информация о кипу со всего света, а основал его гарвардский профессор Гэри Эртон (Gary Urton).

Среди студентов Эртона в прошлом году был Мануэль Медрано (Manuel Medrano), первокурсник, для которого основная специализация – прикладная математика, а дополнительная – археология. Свои весенние каникулы Медрано посвятил исследованию двух документов. Один, созданный в 1670 г. на испанском языке, описывал, сколько налогов должны заплатить колониальной власти индейцы Рекуай, проживающие в шести пачаках («сотнях» – общинах, которые также называли айлью) около современного города Сан-Педро-де-Коронго в центральном Перу. Другой – шесть кипу, найденные в захоронении неподалеку в той же долине Рио-Санта (их обозначают UR 87, UR 88, UR 89, UR 90, UR 91, UR 92).

Сравнив два этих документа, молодой исследователь пришел к выводу, что они составляют пару, то есть рассказывают об одном и том же.

Найти пару

Египетские иероглифы удалось расшифровать благодаря знаменитому Розеттскому камню. На нем был текст, написанный непонятными древнеегипетскими иероглифами. Но тот же текст был написан также и на древнегреческом языке, который ученые хорошо понимали. Благодаря этому они в конце концов смогли расшифровать древнеегипетские иероглифы.

Фото: Benjamin Busche Розеттский камень стал ключом для расшифровки древнеегипетской письменности

Фото: Benjamin Busche
Розеттский камень стал ключом для расшифровки древнеегипетской письменности

Ключом к расшифровке письменности майя стал так называемый алфавит де Ланды, в котором названия испанских букв были записаны майяскими иероглифами. Не один исследователь намучился с ними, но сегодня тексты майя уже можно прочитать, хотя и не на 100%.

 

Кипу – узелковое письмо инков: развязка близка

Епископ Диего де Ланда в XVI в. уничтожал рукописи майя, но именно благодаря ему в XX в. удалось расшифровать их письменность

Если шесть кипу из долины Рио-Санта действительно дублируют испанский документ, то они могут стать ключом для расшифровки содержания кипу. Именно этому вопросу посвящена статья в журнале Ethnohistory. Интересно, что первым из двух авторов (то есть главным) указан именно Мануэль Медрано – фактически новичок в этой области исследований, а на втором месте – профессор Эртон, один из наиболее уважаемых специалистов в этой сфере.

Как выглядит кипу

Типичное кипу состоит из главного шнура, к которому привязаны нити первого порядка. Как они привязаны – вопрос гораздо более важный, чем может показаться на первый взгляд, но об этом позже. Известны кипу, в которых лишь несколько нитей, а есть такие, которые имеют около двух тысяч. К этим нитям могут быть привязаны нити второго порядка, а к тем – нити третьего порядка.

Фото: bobistraveling

Фото: bobistraveling

К главному шнуру также могут прикрепляться различные предметы, например, лист растения или фрагменты ткани, а на нитях завязываются узлы. Эти узлы могут быть разных видов: завязаны как направо, так и налево – их называют S и Z. Сегодня уже известно, что эти S- и Z-направления представляют собой бинарную систему кодирования информации, то есть ими обозначают категории, которые могут иметь только два значения: верхний-нижний, присутствует-отсутствует и т. п.

Сами нити могут быть разной окраски, причем как одноцветные, так и сплетенные из волокон двух или трех цветов. Если «чистых» цветов насчитывается до 30, то количество их комбинаций гораздо больше. При этом определенные цвета нельзя было сочетать. Узлы, цвета, направление плетения нити и дополнительные предметы – все это непременно кодирует какую-то информацию.

«В то время это были некие мини-компьютеры, – говорит Сергей Куприенко. – Тем более если принять гипотезу, что вместе с юпана (специальными счетами) кипу образовывали полноценный вычислительный механизм – операционную составляющую и память для длительного хранения информации с двоичным и десятичным кодированием; при этом широкую гамму цветов, вероятно, использовали для обозначения семантического ряда».

Фото: Yiyi

Фото: Yiyi

Сегодня не вызывает сомнений, что почти две трети из более 900 известных кипу содержат информацию в числовом виде, и даже вполне понятно, как «записывали» числа. Количество узлов в определенных положениях означает количество «единиц», «десятков», «сотен» и т. д. Например, чтобы «записать» 235, надо в определенном положении завязать узел с пятью витками, в другом определенном положении – еще три узла и еще два узла там, где должны быть «сотни». Нули обозначаются отсутствием узлов, поэтому, чтобы «записать», например, 5 000, нужно только завязать пять узлов на той нити, которая обозначает тысячи. В этом была простота древней системы для «записи» чисел.

Цифры мы можем прочитать, но о чем они рассказывают и что означают остальные примерно 300 «нечисловых» кипу?

По шесть нитей на каждого

Теперь давайте поближе рассмотрим наши документы. Испанский документ содержит поименный перечень 130 налогоплательщиков и еще двух безымянных плательщиков – всего 132 человека индейцев Рекуай. Из него понятно, что каждый должен уплатить 2 песо, 7 реалов и 3 куартильо (монета стоимостью 1/4 реала). Если посчитать вместе, то получается 367 песо с копейками. В конце документа сказано, что он должен быть зачитан на языке кечуа и записан в кипу.

Шесть кипу из долины Рио-Санта все имеют сходную конструкцию: их нити сгруппированы по шесть штук. То есть представьте, что на основном шнуре привязаны шесть нитей друг возле друга, затем – небольшой промежуток и снова шесть нитей друг возле друга, затем – промежуток и снова шесть нитей и т. д. Если посчитать все такие группы по шесть нитей, то окажется, что вместе их 133. То есть очевидно расхождение с количеством налогоплательщиков в испанском документе, но числа настолько близки, что это вряд ли случайность.

Теперь если посчитать числа, «записанные» узелками на первых нитях в каждой из этих 133 групп, то окажется, что вместе они составляют почти ту сумму, которая следует из испанского документа (абсолютно точную сумму нельзя вычислить, поскольку некоторые нити повреждены). Очевидно, что эти два документа составляют пару.

Пока вроде бы все очень просто, но дальше будет сложнее. Вы же заметили, что налогоплательщики относятся к шести общинам и количество кипу – тоже шесть. Очень логично предположить, что одна община соответствует одному кипу. Но это не так. В таблице приведены численность плательщиков в каждой общине из испанского документа и количество групп из шести нитей на каждом кипу.

ТАБЛИЦА 1

КипуОбщины (айлью) в испанском документе
НазваниеКоличество групп по 6 нитейНазваниеКоличество налогоплательщиков
UR889Куска7
UR9210Куйучин9
UR9115Намус18
UR9017Коронго23
UR8934Укоре32
UR8748Гуайан41
Всего133Всего130

 

«Правая сторона» и «обратная сторона»

Теперь нужно разобраться, как нити присоединяются к основному шнуру, ведь вы помните, что это очень важно. Они могут привязываться одним из двух узлов, как показано на рисунке ниже. Эти узлы различаются между собой так же, как вы разнитесь с вашим отражением в зеркале. Мы будем называть их «правый» и «обратный».

Кипу – узелковое письмо инков: развязка близка

Авторы исследования предположили, что правый или обратный узел, которым прикреплена к основному шнуру первая нить каждой группы, кодирует определенную информацию. Так же, как в случае с S- и Z-узлами, это должна быть какая-то информация, которая может принимать лишь одно из двух значений, например, «оплатил» или «не оплатил».

Эртон и Медрано решили проверить следующую гипотезу: узел, которым прикреплена к основному шнуру первая нить в каждой группе, означает социальную группу, к которой принадлежал налогоплательщик. У инков и их потомков таких групп было две: анан – высшие и урин – низшие.

Сергій Купрієнко – фахівець із історії доколумбових цивілізацій Америки та Конкісти, автор першої в Україні кандидатської дисертації з історії інків

Сергей Куприенко – специалист по истории доколумбовых цивилизаций Америки и Конкисты, автор первой в Украине кандидатской диссертации по истории инков

Сергей Куприенко:

Во многих центральноандских обществах «высшими» часто назывались завоеватели, а «низшими» – завоеванные. На высшие и низшие группы делились все уровни сообществ и общин от поселков и городов до провинций, объединенных провинций и государств. Человек обязательно должен был принадлежать к одной из групп.

Оказывается, что три кипу содержат лишь обратные узлы, два – только правые и одно – как правые, так и обратные. Всего на шести кипу 63 правых и 70 обратных узлов. Иными словами, если предположение Эртона и Медрано верно, то в кипу речь идет о 63 представителях одной группы и 70 представителях другой. Но что о них записано в испанском документе?

Ни слова! Зато, если сложить количество плательщиков из общин Намус, Куйучин и Укоре, получится 59, а сумма плательщиков из Коронго, Гуайан и Куска составляет 71 (можно проверить в таблице выше). Это достаточно близко к 63 правым и 70 левым обратным. Авторы исследования подсчитали, что такое совпадение неслучайно с вероятностью более 95%.

Цвет имени

Какая еще информация может содержаться в кипу? Медрано и Эртон посчитали количество вариантов окраски первых нитей в каждой группе. Оказалось, что всего есть 32 разных варианта. Часть из них повторяется, но 17 вариантов уникальны. И именно тут – самое интересное!

Давайте посмотрим на перечень налогоплательщиков в испанском документе (он есть в публикации Медрано и Эртона). Всего там 30 различных имен, причем 14 – уникальны. Исследователи полагают, что цвета первых нитей могли кодировать именно имена. То есть Joseph Roque (Хосеф Роке) и Joseph Carhuapari (Хосеф Каруапари) должны были обозначаться одинаковым цветом, хотя это и разные люди, а Pedro Pablo (Педро Пабло) и Pedro Huanca (Педро Ванка) – другим, но тоже одинаковым цветом.

Если посмотреть на уникальные окраски нитей, то чаще всего это комбинация различных цветов. Выглядит так, будто кипукамайок использовал все простые цвета для тех имен, которые встречаются часто, а для редких имен он был вынужден изобретать сложные комбинации.

Впрочем, авторы статьи пока не делают окончательных выводов о том, что с помощью цвета в кипу из долины Рио-Санта были закодированы имена людей. Ведь числа хотя и намекают на это, не совпадают идеально.

Вопросов становится больше

Медрано и Эртон прямо говорят, что исследования кипу из долины Рио-Санта поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Например, почему количество плательщиков в отдельных кипу не соответствует количеству плательщиков из отдельных общин в испанском документе? Или почему каждое из пяти кипу содержит лишь правые или только обратные присоединительные узелки, а одно – как правые, так и обратные?

Однозначным успехом назовем то, что им удалось расшифровать нечисловую информацию, закодированную в кипу, – принадлежность налогоплательщика к той либо иной социальной группе. Интересно, что этой информации вы не найдете в испанском документе – как не ищите. Кроме того, если верить испанскому документу, то все плательщики должны были заплатить одинаковую сумму, тогда как из кипу следует, что все они платили по-разному. Испанцам было важно получить общую сумму, а как ее поделят между собой местные жители – все равно, так же как кто из них урин, а кто анан.

«Испанцам также могло быть неинтересно, умерли плательщики подати или нет, а вот индейцы четко могли фиксировать информацию об умерших, – считает Сергей Куприенко. – Именно это и могло бы повлиять на различия в количестве нитей или узлов с данными из документа испанской колониальной администрации».

Кипу из долины Рио-Санта открывают перед нами возможность прочитать другую историю – историю побежденных и заглянуть в тайны инков, которые до сих пор крепко держат свои секреты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram