Между модой и необходимостью: какие знания понадобятся бизнесу в 2018 году

Поміж модою і необхідністю: яких знань потребуватиме бізнес 2018 року

Инновации невозможны без новых знаний, а обучение – это путь к инновациям. Вместе с тем, обучение может оказаться безрезультатным, если происходит в отрыве от практической деятельности, а знания не переходят в навыки.

Что делать, чтобы обучение приносило реальные результаты бизнесу? Как отличить хорошего преподавателя от плохого? И чему учиться, чтобы роботы не смогли забрать вашу работу?

В этом попытались разобраться участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций».

Мы собрали ключевые тезисы обсуждения в одном материале.

Между модой и необходимостью: какие знания понадобятся бизнесу в 2018 годуУчиться придется всю жизнь

«Мир меняется с огромной скоростью. Не стоит рассчитывать, что вы закончили вуз – и на этом обучение закончилось», – рассказывает основательница Высшей школы коммуникаций Эвелина Хмелевская.

По ее словам, учиться придется всю жизнь. Следующему поколению молодых предпринимателей предстоит по несколько раз в жизни кардинально менять профессию.

«А есть ли в зале люди, которым уже пришлось круто поменять сферу деятельности?» – обратился к аудитории модератор мероприятия, консультант и преподаватель Антон Волнянский. Ко всеобщему удивлению, около 15% присутствующих подняло руки. «Получается, что мы говорим даже не о следующем поколении, а о себе», – подытожил он.

участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций»

От образования к обучению

Одним из самых важных навыков для бизнеса становится навык учиться. Как говорит кандидат наук, доцент, маркетолог, декан Kyiv Business School Михаил Крикунов, важно учиться на ошибках.

Для себя он очень разделяет понятия «образование», включающее академическое или неакадемическое, вузы, школы, и «обучение». Последнее, по его мнению, как раз и нужно бизнесу. Ведь бизнесу не нужна «бумажка», диплом. Ему нужны конкретные навыки, позволяющие решать бизнес-задачи.

В мире сейчас набирает популярность такой тренд, как nano-degrees. То есть не просто степени, и даже не микростепени, а наностепени. По словам Михаила Крикунова, бизнес начал принимать бумажные свидетельства о прохождении разного рода курсов, например Coursera, в качестве подтверждения компетенций, в которых он остро нуждается и которых не могут дать большие школы и университеты.

Знания должны переходить в навыки

Любые знания должны переходить в навыки и применяться на практике. Обучение ради обучения смысла не имеет, соглашается Антон Волнянский. Компании важно обучать всех сотрудников, но для каждого ставить цель: зачем это обучение, что после него должно поменяться.

«Роль преподавателя тоже должна меняться: надо сводить клиента, потребителя образовательной услуги с тем, кому это может быть интересно», – считает сооснователь School of ME, доктор философии и бизнес-консультант Артем Корнецкий. Именно такой подход он использует в своей практике. Студенты, которым он преподает, становятся консультантами предприятий. «Я свожу их с собственниками бизнеса, те ставят задачу, и студенты занимаются решением этой задачи», – рассказывает он.

участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций»

Артем Корнецкий

Артем Корнецкий признается, что это не самый квалифицированный консалтинг, но зато он бесплатен для бизнеса. В свою очередь, студенты получают реальный опыт, а преподаватели – обратную связь от бизнеса: насколько хорошо студент справился, было ли это полезно. Иногда после такой практики предприятие приглашает студентов на работу.

«Образование и бизнес должны идти навстречу друг другу. Но в целом здесь в Украине есть большая пропасть», – констатировал он.

Как отличить хорошего преподавателя от шарлатана

Очень важно выбрать правильного учителя или бизнес-школу. Эвелина Хмелевская рассказывает, что в Высшей школе коммуникаций преподают только практики, люди из бизнеса.

Между модой и необходимостью: какие знания понадобятся бизнесу в 2018 году

Эвелина Хмелевская

«Мы достаточно скептически относимся к тренерам – тем, кто на практике не занимается тем, о чем рассказывает. Мы приглашаем только практиков», – рассказывает она. При этом человек должен уметь передавать свои знания.

«Если я хочу научиться чему-то новому в той сфере, где я пока ничего не знаю, то, наверное, мои шансы попасть на плохого преподавателя будут велики», – говорит партнер венчурного фонда Borsch Ventures, координатор Национального совета по развитию инноваций при Кабинете Министров Украины Алла Олейник. Чтобы этого не произошло, она рекомендует сначала изучить информацию в открытом доступе по интересующей теме. Затем по рекомендациям ключевых людей из этой сферы найти специалиста, обладающего уникальными знаниями, которые вам и нужны.

Михаил Крикунов советует перед выбором бизнес-тренера или преподавателя пообщаться с ним и посмотреть, как он себя ведет. «Желательно попасть на мероприятие, где этот человек выступает. А дальше включайте голову», – говорит он.

участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций»

Владимир Чеповой

Внимание к смежным сферам

Любому специалисту, даже если он работает в очень узкой сфере, важно применять навыки из смежных сфер (например, маркетинг в HR, PR в HR), интересоваться общемировыми тенденциями. Это повышает эффективность и позволяет ускорить бизнес-процессы. Так считает Эвелина Хмелевская.

Для руководителей крупных предприятий оптимальной формой обучения может оказаться обмен информацией с сотрудниками, ответственными за определенные направления. Об этом говорил меценат, бизнесмен, основатель «Дома инноваций» Игорь Янковский. При этом важно вникать в суть проблем, о которых рассказывают сотрудники, разбираться, почему что-то работает, а что-то нет. И это тоже форма обучения.

участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций»

Игорь Янковский

Один из секторов, в которые инвестирует Игорь Янковский, – это здравоохранение. На примере собственной компании он объяснил, как обучение связано с инновациями.

«В одной из стран у меня есть клиника, и там работает 17 из 100 лучших врачей в стране. Регулярно, раз в шесть месяцев они едут на обучение. Потому что постоянно меняются оборудование и методики», – рассказал бизнесмен.

Набор инструментов для саморазвития

Алла Олейник также поделилась своим наборов инструментов, необходимых для самообучения. И на первое место она поставила знание английского языка. По ее словам, это дает возможность читать иностранную прессу и благодаря этому получать более полную картину мира. Blockchain, ICO, искусственный интеллект, робототехника, дополненная реальность – это темы, интерес к которым растет и о которых много пишут в мировой прессе.

участники панельной дискуссии «Образование для бизнеса: необходимость или модный тренд?», которая прошла в рамках конференции Business, Innovations, Education – 2018, организованной «Домом инноваций»

Еще один инструмент – это конкурс. А именно – участие в международных программах, которые позволяют конкурировать с такими же людьми на мировом уровне. «Иногда даже при заполнении анкеты на участие в какой-то программе тебе приходится искать ответы на вопросы, которые ты раньше себе не задавал», – рассказывает она.

Другим хорошим инструментом она считает рассылки. В частности, рассылку Всемирного экономического форума, где можно найти имена всех ключевых людей в разных отраслях. Еще ей нравится рассылка Института сингулярности, рассылки акселераторов.

«Единственный, кто знает больше, чем вы, это тот, кто сделал больше, чем вы. Поэтому общение и внимание к таким предпринимателям – это еще один инструмент», – добавляет Алла Олейник.

Impact investment

Дискуссия об образовании плавно перешла в разговор о поиске новых смыслов в бизнесе.

«Я убежден, что социальное предпринимательство – это бизнес будущего. Почему? Потому что это точка, в которой сходятся бизнес, гражданское общество и государство. Социальные предприятия, которые и в Украине тоже есть, частично выполняют функцию государства, закрывая социальные проблемы, они создают сообщества – гражданские группы и при этом остаются бизнесом, способным генерировать прибыль», – рассказывает Артем Корнецкий. По его словам, около 150 таких социальных предприятий добровольно дали информацию о себе для «Каталога социального предпринимательства», который составляли коллеги господина Корнецкого. Но на самом деле таких бизнесов в Украине еще больше.

Например, это платформа гражданских инициатив «Тепле місто» в Ивано-Франковске. На ее базе реализован первый в Украине проект общественного кафе Urban Space 100, которое направляет часть своей прибыли на городские проекты. Сейчас в Киеве запускается Urban Space 500. Также в столице есть магазин «Ласка», который наряду с коммерцией выполняет социальную роль – передает часть выручки на благотворительность и социальный проекты.

Между модой и необходимостью: какие знания понадобятся бизнесу в 2018 году

Совладелец журнала «Бизнес», соинвестор проекта «Украинский бизнес-хаб» Владимир Чеповой подтверждает, что бизнес находится в поиске новых смыслов. «Хорошая новость в том, что в ближайшее время роботы нас не заменят. Потому что они пока не умеют креативить. Плохая новость в том, что даже мы, которые можем креативить, – мы не делаем этого, а просто зарабатываем деньги. Но в ведении бизнеса должен быть еще какой-то смысл», – рассказывает он.

Поэтому в мире набирает популярность тенденция impact investment – инвестиций в проекты, которые не дают особой прибыли, но помогают изменить мир к лучшему. «Impact investment – это действительно глобальный тренд. Существуют фонды, которые исключительно такими инвестициями и занимаются», – рассказывает бизнесмен Игорь Янковский. По его словам, такие проекты дают всего 3-4% прибыли, при этом мировой рынок impact investment оценивается в $5–7 трлн в год. «Это хороший рынок», – добавляет он. И напоминает: есть много компаний, акции которых растут из года в год, при этом не приносят никаких денег вообще. «А мы продолжаем покупать эти акции, мы верим в Илона Маска – человек здорово рассказывает и интересно презентует. С социальным предпринимательством та же ситуация. Почему бы и нет? Почему бы не инвестировать, если это меняет окружающий мир, поведение людей, экологию, много вещей и улучшает мир?» – считает Игорь Янковский. По его словам, одна из перспектив, которые обсуждают на мировом уровне, это выход NGO (общественных организаций) на биржи.



Добавить комментарий