MHP Accelerator: почему Юрий Косюк решил «играть в стартапы»

3
206
MHP Accelerator: почему Юрий Косюк решил «играть в стартапы»

Принадлежащий миллиардеру Юрию Косюку агрохолдинг «МХП» открыл первую в Украине акселерационную программу для аграрных стартапов. Сколько денег на это он готов потратить и на какой эффект рассчитывает, выяснял «Дом инноваций».

14 ноября агрохолдинг «Мироновский хлебопродукт» («МХП») совместно с организацией Agrohub и технологическим кластером Radar Tech открыли акселерационную программу для стартапов MHP Accelerator. Цель программы – найти и «взрастить» компании, которые с помощью инноваций смогут решить задачи, стоящие перед агрохолдингом.

Заявки от стартапов будут принимать до 26 февраля 2018 г. Среди них жюри отберет десять участников, которые в течение трех месяцев будут обучаться у экспертов отрасли. Сильнейшие из команд получат доступ к ресурсам и знаниям МХП и смогут протестировать свои разработки внутри компании. А в июне 2018 г. состоится демодень, где будут представлены проекты участников программы.

Финалистов ждут коммерческие контракты с агрохолдингом. Это обычная модель для корпоративных акселераторов во всем мире, где заказчиком выступает не венчурный капиталист, а конкретная корпорация.

Сумму инвестиций в MHP Accelerator не раскрывают. Но по словам Юрия Косюка, это не те деньги, о которых стоит говорить. «Это может быть миллион гривень или два – зависит от того, сколько людей придет. Но не миллиарды», – ответил он. По словам главы правления Radar Tech Максима Бахматова, запуск подобных акселераторов в странах Европейского союза обходится в сотни тысяч евро.

Куда инвестируют аграрии:

Биотехнологии – производство удобрений, борьба с вредителями, улучшение урожайности, изучение эффективности кормов.

Оцифровывание – работа с базами данных, статистикой, прогнозированием.

Автоматизация рабочих процессов – «умные» решения для птицефабрик, складов, логистики, рабочих мощностей.

Торговые площадки, через которые можно совершать закупки, получать разрешительные документы и обмениваться остаточными запасами.

Энергоэффективность – «зеленые» решения, обогрев птицефабрик и управление отходами.

Корпоративное управление – системы документооборота, управление кадрами, аналитические финансовые платформы.

Инновации конечной продукции – доставка полуфабрикатов и готовой еды в рестораны, улучшение вкусовых качеств еды, поиск новых бизнес-моделей.

Известно, что призовой фонд для стартапов составит 300 тысяч гривень. Участие в программе для них бесплатно, и на долю в проектах акселератор не претендует. «Стартапы ничем не рискуют. Наоборот, они могут получить доступ к экспертизе большой компании, к которой вы никогда не подступитесь просто так», – рассказывает член правления Radar Tech Алена Калибаба.

Инвестиции в агросферу на пике

«Аграрная отрасль – это сейчас одно из самых перспективных направлений с точки зрения инвестиций в инновации, – считает основательница Agrohub Юлия Порошенко. – Только в первой половине 2017 г. инвестиции в аграрные стартапы в мире составили 4,5 млрд долларов».

Но в Украине инновации в агросекторе внедряют медленно. «У нас отрасль недостаточно координируется: нет связи между инноваторами и аграриями. Это первая проблема. Вторая проблема – дефицит кадров. То есть не хватает специалистов, которые умеют работать с инновациями. И третья проблема – она касается страны в целом: у нас недостаточно развита инновационная культура», – объясняет Юлия Порошенко.

Косюк признается, что когда Юлия впервые пришла к нему с идеей акселератора, он подумал: «Где мы, а где технологии?» Хотя на самом деле компании нужны и новые методы открытия рынков, и новые методы корпоративного управления, и еще много чего.

К настоящему моменту МХП определил семь основных направлений, где инновации нужны больше всего. И будет отдавать приоритет соответствующим стартапам. Хотя подавать заявки на конкурс могут и другие проекты.

Корпоративный акселератор – что это?

Для стартапа участие в корпоративном акселераторе – это возможность «обкатать» свое решение и добавить именитую компанию в портфолио. «У тебя может быть прекрасная идея, прекрасный продукт. Но пока ты его не оттестируешь с серьезным партнером, никто тебе не поверит. И никто не даст серьезных инвестиций на развитие», – объясняет Максим Бахматов.

Его поддерживает и коллега по Radar Tech Алена Калибаба: «В Украине действительно слабый рынок. Здесь тяжело стартовать, а потом выходить на глобальный уровень. А в агросекторе, где стартапы часто хардверные, – тем более».

Она напоминает, что 99,9% начинающих технологических компаний умирают в течение девяти месяцев после основания. Потому что их продукт никому не нужен или потому что они не нашли свою аудиторию. Часто их «давят» большие компании-монополисты либо у них не хватает внутренних ресурсов и компетентности, чтобы правильно выйти на рынок с меньшими рисками. «И вот задача корпоративного инкубатора – предоставить таким проектам площадку для старта и доступ к экспертизе. Чтоб решение можно было проверить до того, как выпускать на рынок. И таким образом снизить риски», – рассказывает Алена Калибаба.

Для Radar Tech это уже третий акселерационный набор. В предыдущих программах партнером был мобильный оператор «Киевстар». Как сложилась судьба стартапов, которые отобрал оператор, руководство Radar Tech обещает рассказать позже.

Для традиционных бизнесов, таких как банки, телекомы, аграрные предприятия, поддержка стартапов – это, в первую очередь, шанс перестроиться под потребности «цифровой эпохи» и быстро меняющейся экономики. Новые же высокотехнологичные компании, такие как Google или Facebook, могут создавать акселераторы, чтобы продвигать собственные технологические разработки. Также инвестиции в акселератор могут быть частью PR-стратегии и формирования положительного имиджа корпорации.

Компании Юрия Косюка положительный пиар сейчас не помешает. По данным Государственной фискальной службы, с начала этого года МХП получил 1,25 млрд грн дотаций из бюджета. Это вызвало вопросы у журналистов и негатив в соцсетях.

Компания со своим акселератором в любом случае становится ближе к стартапам, к источникам инноваций, а что уже с ними делать и какие задачи выводить на передний план – решает сама.

Підписуйтесь на наш канал у Telegram

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Предлагаю живую еду состоящую из сложних углеводов для бистрого приготовления.В дальнейшим работаю над разработкой випечки живого хлеба и детского питания.В основу заложина нутригеномика человека.Так же в перспективе разработка и доставка доставки нутриентов организму исходя из физиологических отклонений органа а так же генов индивидуально.

  2. Идет разработка смеси из сложних углеводов с учетом потребности вашего организма.В дальнейшим ви будити покупать смесь бистрого приготовления для снижения веса диабетикам а так же онко больним и тем кто после химиотерапии и неограниченая комбинация по потребностям.Все єто должно поступать на прилавки замороженном виде в вакумних упаковках порциями.Приемущество долгий срок хранения ежедневная потребность каждому человеку в независимости от состояния здоровья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here