Мумия из Лавры: следите за руками

Мумия из Лавры: следите за руками
Фото: Николай Тарасенко и Анджей Нивинский в Одесском археологическом музее у саркофага Несмут из Баб эль-Гусуса. До 1959 г. он хранился в Киеве

Египетская мумия из Киево-Печерской лавры может принадлежать представителю царского рода, жившему более 3 000 лет назад.

Весной прошлого года посетители Киево-Печерской лавры впервые за много лет и только в течение одного дня могли увидеть предметы из Древнего Египта, хранящиеся в запасниках Лавры. Среди них — мумия человека, а также самая большая в Украине мумия крокодила. Хотя специалисты всегда знали об их существовании, до недавних пор они тоже не имели к ним доступа. До последнего времени не было понятно, как эти вещи попали сюда, где их нашли в Египте и даже какого пола мумия, не говоря уже о деталях ее происхождения. Только в последний год египетские экспонаты из Киево-Печерской лавры начинают рассказывать нам свою историю. Но вопросов по ним остается гораздо больше, чем ответов, и очень вероятно, что в ближайший год или два мы станем свидетелями весьма интересных открытий.

Исследованием египетских экспонатов из Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника занимается старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины Николай Тарасенко. Также ими заинтересовалось несколько иностранных ученых. В частности, в июне исследовать эти артефакты в Украину приехал профессор Анджей Нивинский из Варшавского университета (Польша). «Дом инноваций» пообщался с обоими учеными и готов рассказать вам все, что сегодня известно о египетских мумиях и саркофагах из Лавры.

Мумия из Лавры: следите за руками

Саркофаг XXI династии и мумия человека отлично сохранились

 В начале мая прошлого года Министерство культуры Украины сообщило, что в фондах Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника один из его сотрудников «обнаружил настоящую древнеегипетскую мумию».

На самом деле о существовании этой мумии в заповеднике прекрасно знали. В советское время ее выставляли в музее атеизма при Лавре, где ее мог увидеть любой желающий. Но несколько последних десятилетий к мумии не имели доступа даже те немногие ученые в Украине, которых она могла интересовать, — египтологи и антропологи.

Пятого мая прошлого года этот артефакт впервые за много лет показали журналистам, а 18 мая — в Международный день музеев его могли увидеть уже все желающие. Мумия человека лежала в египетском саркофаге, а рядом были выставлены две антропоморфные крышки от саркофагов и еще одна мумия — крокодила. Это и есть полный список предметов из египетской коллекции, хранящейся в Лавре. Собственно, кроме них в Киеве египетские древности есть в музее Ханенко и Национальном музее истории Украины (НМИУ), но большинство из них так же нельзя увидеть в постоянной экспозиции.

Сегодня все находки из Древнего Египта находятся в фондохранилище Лавры и обычные посетители их не могут увидеть. Зато исследователи наконец получили к ним доступ. Кое-что они уже сумели узнать и рассказали нам, но главные открытия, похоже, все еще впереди.

Запутанная история вещей

Почти все вещи из Древнего Египта, находящиеся в наших музеях, попали в Украину более ста лет назад, часто — в позапрошлом веке.

«Как это возможно, чтобы они до сих пор оставались неисследованными, и почему мы не знаем, как и благодаря кому они здесь оказались?» — такие вопросы часто задают люди, которые раньше не интересовались этой темой.

Вещи из Древнего Египта, хранящиеся в наших музеях, действительно часто имеют запутанную историю и изучены недостаточно. О некоторых из них вообще до последнего времени не было известно почти ничего, как, например, о киевском папирусе Книги мертвых, о котором ранее писал «Дом инноваций».

Для этого есть по крайней мере несколько разных причин. Среди них — две мировые войны, из-за которых исторические ценности  эвакуировали и похищали, а их документы исчезали. Затем экспонаты могли возвращаться, но не всегда на прежнее место и даже не всегда в ту же страну. В конце концов, многие вещи просто погибли в огне или под завалами.

Кроме того, в мирное время одни музеи закрывались, а их экспонаты передавали в другие, причем информация о них терялась в архивах. Часто сведения о происхождении древностей изначально были неполными или ложными. Скажем, если кто-то в начале прошлого века купил саркофаг с мумией в Каире, то сегодня не так просто выяснить, действительно ли мумия лежала в этом саркофаге несколько тысяч лет или ее подложили туда недавно, чтобы выставить на продажу полный комплект и получить лучшую цену. Если говорить конкретно о мумии человека из Лавры, то ее поставили на учет только в 1977 г. Получается, что до того, по документам, ее там вроде и не было.

Ну и, наконец, сегодня в Украине профессиональных египтологов меньше, чем пальцев на одной руке, поэтому физически они не могут охватить все и сразу. Как мы уже говорили, к экспонатам в Лавре еще недавно они практически не имели доступа.

Редкая книга

Если вы исследователь, а в фондохранилища вас не пускают или же оно на другом континенте и вы не имеете средств на такую ​​поездку, то, к счастью, есть еще один выход — каталоги. Исследователи, работавшие до вас, собрали информацию о музейных коллекциях и поместили ее в книгу. Вы можете приобрести ее или взять в библиотеке, чтобы получить необходимые сведения.

Это в теории. А на практике египетские коллекции из Украины очень плохо отражены в каталогах (эта проблема в той либо иной степени касается всего постсоветского пространства). Пожалуй, самый полный такой каталог составили египтологи Светлана Ходжаш и Олег Берлев — Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt: From the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States. Он был издан в 1998 г. на английском языке в Швейцарии. Только в нем вы найдете информацию о вещах из Лавры. Правда, сам каталог вы вряд ли найдете в Украине. Если увидите его копии — считайте, что вам крупно повезло. Но и это еще не все.

«Он объемный, с большим количеством иллюстраций, он дает общее представление о том, что есть в музеях. Но это лишь представление, поскольку часто там очень мало информации о происхождении этих предметов, там очень некачественные фотографии этих предметов — они все исключительно черно-белые, — рассказывает Николай Тарасенко. — Там есть фото 20-х и 30-х гг. прошлого века, и часто эти фотографии не делались специально для каталога».

Ко всему, по словам ученого, в большом каталоге не обошлось без ошибок. Все это означает, что когда вы хотите исследовать какую-то вещь, вам нужно увидеть ее собственными глазами.

Что же удалось выяснить за последний год о египетских экспонатах из Лавры?

Бог воды и разлива Нила

Древние египтяне мумифицировали не только людей, но и животных, например, кошек, птиц и крокодилов. Последние, в частности, олицетворяли Себека (или Собека) — бога воды и разлива Нила.

Именем Собека называют и одну из самых известных в мире мумий крокодила длиной 4 м, хранящуюся в Британском музее. О ее исследовании даже сняли документальный фильм. Крокодил из Лавры длиной около 160 см также считается достаточно большим и точно — самый крупный в Украине (небольшие мумии его родственников есть в Одесском археологическом музее).

Год назад, когда его представили публике, выглядело так, что у крокодила совсем нет лап, но потом выяснилось, что утрачены только правые лапы, а с левого бока, на котором он лежал, лапы есть.

Мумия из Лавры: следите за руками

Длина мумии крокодила из Лавры — около 160 см

До недавнего времени не было известно, как в Лавру попала эта мумия. Николай Тарасенко узнал, что в 1860 г. мумию крокодила подарил археологическому музею при университете Святого Владимира (современный КНУ им. Т. Шевченко) выпускник этого заведения, врач Иосиф Шкуратовский. Скорее всего, именно он и привез ее из Египта в середине XIX в.

В советское время университетский музей был закрыт, а его коллекцию древностей в 1920–1930 гг. передали сначала Всеукраинской академии наук, затем — музейному городку в Киево-Печерской лавре и, наконец, — Центральному историческому музею им. Т. Шевченко (ныне НМИУ). После Второй мировой войны крокодила уже окончательно передали лаврскому музею. Исследований самой мумии еще не проводили, но Николай Тарасенко уверен, что это было бы интересно.

Каирская распродажа

Удалось выяснить, как в Украину попали и остальные египетские вещи — саркофаг, две антропоморфные крышки и мумия человека.

В 1904 г. открылся Киевский художественно-промышленный и научный музей имени Государя Императора Николая Александровича. Сегодня это Национальный художественный музей Украины на улице Грушевского. Специально для него известный киевский меценат Богдан Ханенко приобрел в Каирском музее более 130 предметов египетской старины, среди которых были и упомянутые вещи. Каирский музей начал работать лишь в 1903 г., его коллекция на тот момент активно формировалась, и поэтому вещи, которые были в неидеальном состоянии или по иным причинам не оценивались слишком высоко, можно было вполне легально приобрести в лавке при музее. Кстати, эта распродажа продолжалась до 70-х гг. прошлого века.

Тут следует забежать вперед и сказать, что предметы, которые более ста лет назад не ценили высоко, сегодня могут восприниматься специалистами совсем иначе, и мы к этому еще вернемся.

После революции коллекция нынешнего художественного музея была национализирована, а в 1926 г. ее передали Всеукраинскому музейному городку, открытому при Лавре. Лаврское археологическое собрание, к сожалению, пострадало во время Второй мировой войны, а судьба значительной части мелких вещей, таких как украшения, амулеты, статуэтки и посуда, остается неизвестной.

В 1991 г. две крышки саркофагов из лаврской коллекции экспонировались на выставке в Москве, а после этого все египетские вещи оставались в фондохранилище Лавры, недоступные ни для осмотра, ни для изучения вплоть до прошлого года.

Жрица Амона в непривычном парике

Сначала разберемся с женской крышкой. Она, безусловно, принадлежала женщине — об этом свидетельствует положение рук вдоль туловища. Учитывая стилистику, еще раньше было известно, что эта вещь датируется концом ХХV династии (680–656 гг. до н. э.).

Мумия из Лавры: следите за руками

Женский парик XXV династии имеет нехарактерные для своей эпохи закругленные наружу пряди.
Такой элемент на саркофагах того периода встречается очень редко

Олег Берлев прочитал на этой крышке, что погребенная под ней женщина была жрицей — «певицей в (внутреннем) помещении Амона». Амон был сперва местным богом в Фивах, а когда Фивы стали столицей Египта, его культ приобрел государственное значение.

Олег Берлев также прочитал ее имя как «Менат», что означает «кормилица». Николай Тарасенко не соглашается с таким прочтением имени и считает, что его следует читать «Нейтдис(ет)». Это переводится как «Нейт-дала-ей-рождение». Нейт была одной из богинь в Древнем Египте, а схожие по форме имена, как считалось, давали человеку особую защиту со стороны того или иного божества.

Но самое интересное — это парик. Его пряди не прямые, как на большинстве антропоидных саркофагов, а закруглены наружу. Похожие парики можно увидеть на крышках ранней XVIII династии, а затем мода на них исчезает. Но ведь эта крышка относится к более поздней XXV династии! Дело в том, что эпоху XXV–XXVI династий часто называют Саиским возрождением, поскольку в это время художники нередко подражали изобразительным мотивам прошлых эпох — таким, как этот парик с завитками.

Николай Тарасенко называет подобный тип париков на саркофагах чрезвычайно редким. Единственный известный ему аналог — женский саркофаг, который хранят в Копенгагене. Он принадлежал женщине по имени Ткалибис и имеет похожий по форме парик, хоть и отличный по стилю росписи. Копенгагенский артефакт так же датируется XXV династией, как и женский саркофаг из Лавры.

Изменчивая мода на саркофаги

У нас остаются саркофаг, лежащая в нем мумия и крышка, чтобы накрыть саркофаг с мумией, — то есть комплект. По крайней мере такое впечатление могло сложиться у посетителей экспозиции в прошлом году и так мог думать Богдан Ханенко, покупая эти вещи.

Комплект ли это на самом деле — до недавнего времени точно не было известно, но сейчас ситуация понемногу проясняется.

Саркофаг и крышка, учитывая их стилистику, относятся к XXI династии.

«В конце XIX — начале XX в. мода и интерес египтологов были совсем другими: саркофаги XXI династии совсем не были популярными и их считали чуть ли не низкопробными находками, — рассказывает Николай Тарасенко. — Часто такие находки даже не упоминались в отчетах, тем более их не описывали и не фотографировали».

Именно поэтому современному исследователю сложно выяснить, из какого именно захоронения тот либо иной саркофаг этого периода. Парадоксально, но за сто лет взгляды египтологов изменились и саркофаги именно этой эпохи сейчас считают чрезвычайно интересными с художественной точки зрения, а их исследованию уделяют много внимания.

Врата жрецов

Одна из крупнейших и ценнейших находок эпохи XXI династии — коллективное захоронение жрецов Амона в Фивах — тогдашней столице Египта в районе современного города Луксор. Это захоронение получило название Баб эль-Гусус, что переводится с арабского как «Врата жрецов».

История этой находки сложилась так, что одну ее часть власти Египта оставили в стране, а другую разделили на 17 примерно равноценных наборов и подарили правителям разных государств, в том числе и Российской империи. После двух мировых войн и изменений политической карты мира следы многих саркофагов и других вещей из Баб эль-Гусуса потерялись, и находят их только сегодня.

Для исследования артефактов из этого захоронения даже был создан международный Bab el-Gasus Project со штаб-квартирой в Университете Коимбры (Португалия). Несколько последних лет Николай Тарасенко работал в рамках этого проекта и выяснил судьбу большинства крупных вещей из так называемого лота № 6, или «Русского лота», которые в свое время попали в Одессу, а оттуда — в другие города Украины, а также в Россию, Польшу и Финляндию.

Он не исключает, что мужская крышка от саркофага, который хранится в Лавре, может быть из Баб эль-Гусуса — в пользу этого свидетельствует ее стилистика. Сегодня понятно, что этот предмет совершенно точно не является частью лота № 6, но некоторые вещи, которые не были подарены иностранным правителям, выставляли на продажу в Каире, и Богдан Ханенко вполне мог приобрести одну из них.

Действительно ли это так, можно выяснить благодаря архивам Каирского музея. Посторонних исследователей туда не допускают, поэтому еще в прошлом году Николай Тарасенко отправил каирцам запрос, но ответа пока не получил. По его словам, коллеги из Египта часто не торопятся с ответами на подобные запросы.

Мумия из Лавры: следите за руками

Анджей Нивинский, Ника Лаврентьева и Николай Тарасенко готовят совместную монографию о так называемом лоте № 6 из Баб эль-Гусуса

Саркофаг из провинции

В середине июня в Украину приехал польский египтолог профессор Варшавского университета Анджей Нивинский. Более 40 лет он исследует религию Древнего Египта, в частности, уделяет особое внимание саркофагам и погребальным папирусам XXI династии.

Вместе с Николаем Тарасенко и коллегой из Москвы Никой Лаврентьевой господин Нивинский сейчас готовит совместную монографию, посвященную упомянутому лоту № 6. В Украине его интересовали прежде всего саркофаги из этого же лота, хранящиеся в Одессе. Но перед тем как поехать в Одессу, профессор посетил Лавру, чтобы тщательно осмотреть египетские экспонаты и прочитать лекцию о собственных археологических исследованиях в Египте. Своими первыми впечатлениями он поделился с нами.

Мумия из Лавры: следите за руками

Профессор Анджей Нивинский из Варшавского университета более 40 лет исследует религию Древнего Египта

В частности, Анджей Нивинский подтвердил, что так же, как и крышка, корпус саркофага относится к периоду XXI династии, а точнее — был изготовлен где-то в период 980–850 гг. до н. э.

«Хороший вопрос — откуда происходит этот саркофаг? Я знаю много саркофагов периода XXI династии из мастерских Фив. Эти фиванские мастерские были хуже или лучше, но все они имели некий общий почерк, или стиль, который позволяет сказать, что эта вещь сделана в Фивах. Что касается этого саркофага, то у меня такое впечатление, что он не из Фив. Возможно, он из Верхнего Египта — неподалеку от Фив», — говорит профессор.

Если это действительно так, то корпус саркофага из Лавры не может быть связан с Баб эль-Гусусом.

Мумия, но не та

А вот касательно мумии Анджей Нивинский абсолютно убежден, что она не из этого саркофага.

Дело в том, что сначала в этом гробу похоронили тело, мумифицированное очень некачественно. Жидкость из него вылилась в саркофаг и сильно повредила изображения на дне. А мумия, которую мы видим сегодня, сделана очень качественно, и очевидно, что это не она.

«Эта мумия из того периода, когда мумификация была на очень высоком уровне, — говорит профессор Нивинский. — Вы можете снять все бинты, и мумия останется целой. Для более поздних мумий характерна ситуация, когда та жидкость или смолы, которыми были пропитаны бинты, за тысячи лет разрушали не только эти бинты, но и саму мумию. Поэтому, когда вы ее разворачиваете — то фактически вы ее уничтожаете. <…> У мумии есть руки, скрещенные на груди. Такое положение было характерно для царских мумий XVIII и XIX династий. Мы не можем исключить, что в этой ситуации имеем дело с мумией, которая происходит из царской семьи».

Конечно, это совсем не обязательно должен быть сам правитель государства, но, например, кто-то из его детей. Кстати, пол мумии до сих пор неизвестен. Бытовало мнение, что это женщина, но без каких-либо доказательств или обоснований. Антропологи пока не работали с мумией, но такие планы есть.

Мумия из Лавры: следите за руками

Телевизионные репортажи и публикации о лаврской мумии год назад увидели за пределами Украины, и артефактами заинтересовались и другие зарубежные исследователи. Желание исследовать мумию выразили антропологи из Института эволюционной медицины Цюрихского университета (Швейцария). Они планируют приехать к нам и вместе с украинскими коллегами провести инструментальные исследования киевской мумии. Это позволит исследовать «историю болезни» этого человека и, возможно, определить причину его смерти. Кроме того, швейцарцы хотят сделать генетические анализы — это может помочь выяснить родовые связи умершего.

***

Кроме Киева, в Украине египетские мумии либо их части хранят в Одессе, Днепре, Львове и Золочеве. После того как широкую огласку получила коллекция из Лавры, ученые из Цюриха заинтересовались ими и готовы исследовать их тоже.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram