От ангара НАУ до звезд. Украинский дрон будет готовить самолеты к вылету

От ангара НАУ до звезд. Украинский дрон будет готовить самолеты к вылету

Команда специалистов из Львова создает дроны, которые проверяют самолеты перед полетами. Разработкой уже заинтересовались международные авиакомпании.

Александр Грачев встречает нас во дворе одного из корпусов Национального авиационного университета. Белая футболка, широкая улыбка, сразу и не подумаешь, что перед тобой военный. Но Александр не просто военный, он — один из «киборгов», украинских воинов, которые в сентябре 2014 г. пережили осаду Донецкого аэропорта. Боец 79-й аэромобильной бригады (позывной «Митиби»), ушел в АТО добровольцем. «На фронте я увидел, какие технологии нужны нашей армии, и уже там начал работать над дронами. Мы получали пакеты с компонентами и собирали необходимую технику», — рассказывает он.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Александр Грачев. Фото: Нариман Алиев

Александр — киевлянин, но после возвращения из АТО переехал во Львов, где возглавил отдел беспилотных летательных аппаратов ELEKS. Эта компания — один из крупнейших в Украине разработчиков программного обеспечения на аутсорсинг (для иностранных предприятий). По данным портала DOU, в пяти офисах ELEKS в Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Тернополе и польском Жешуве работает более тысячи специалистов.

Грачев и его команда сконцентрировались на создании беспилотников для нужд авиации. Их решили выпускать под брендом Luftronix. Это сестринская компания ELEKS, зарегистрированная в США. Оттуда же осуществляют продажу беспилотников. Компоненты для них изготавливают в Украине, а вот собирать придется в Польше, где законодательство лучше приспособлено для производства товаров двойного назначения, таких как беспилотники.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Фото: Нариман Алиев

Какие задачи выполняет дрон

Один из этапов технического осмотра самолета перед полетом — это визуальный осмотр. Воздушное судно откатывают в ангар, и несколько человек осматривают переднюю часть фюзеляжа, переднюю стойку шасси и ее нишу, среднюю часть фюзеляжа снизу и далее по маршруту. При осмотре оценивают техническое состояние конструкции, агрегатов и систем: обшивки, триммеров и взлетно-посадочной механизации, амортизаторов и др. Хотя такие осмотры происходят нечасто — обычно несколько раз в год для каждого самолета, — они могут длиться от 40 мин до нескольких часов. «Самолет должен быть в воздухе. Когда он там — он работает. Длительный простой может стоить авиаперевозчику сотни тысяч долларов», — объясняет Александр Грачев.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Фото: Нариман Алиев

Разработка Luftronix сократит время визуального осмотра самолета до 7 мин, а значит, сэкономит средства перевозчикам. Дрон оснащен датчиками, которые предотвращают столкновение с частями самолета. Изображение фиксируют три камеры. Интересно, что коптер ориентируется в пространстве не с помощью GPS или ручного управления через радиоканал, а по контрастным точкам на потолке и полу ангара. Это могут быть темные объекты на светлом фоне или светлые на темном — их дрон выбирает самостоятельно. Эта технология Luftronix защищена международными патентами.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Фото: Нариман Алиев

С коптером работают два специалиста. Один анализирует полученную информацию, оценивает повреждения и состояние самолета, а другой обслуживает сам беспилотник — заменяет аккумуляторы (ведь одного хватает только на 10 мин), управляет дроном в случае непредвиденной ситуации.

На счету Luftronix уже есть один серьезный контракт по поставкам коптеров. Заказчиком стала американская корпорация, которая производит оружие, аэрокосмические системы, оказывает транспортные и инженерные услуги на аутсорсинге. Она купила семь дронов. Производитель имеет выходы на 200 авиакомпаний, заказы которых выполняет. «Конечно, мы общались отдельно с различными авиакомпаниями, в том числе с „МАУ“. Но мало кто может позволить себе держать парк. Обычно хотят работать с одной большой компанией, которую хорошо знают и которая предоставляет комплекс услуг, такой как эта», — объясняет Александр Грачев.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Фото: Нариман Алиев

Прежде чем показывать кому-то свою разработку, ее тестируют в ангаре Национального авиационного университета. Это нужно для того, чтобы правильно откалибровать дрон, ведь презентация потенциальным заказчикам происходит в подобных ангарах.

Уже в крупнейших аэропортах

У разработки из Украины есть конкуренты, но они применяют другие технологии, чтобы дрон смог так же двигаться по нужной траектории. Например, французский стартап Donecle использует лазерную технологию позиционирования и встроенные датчики. Эту разработку уже использует консорциум Air France Industries/KLM Engineering & Maintenance. Дроны для инспектирования своих самолетов начала применять британская авиакомпания EasyJet. Сперва — в своем базовом аэропорту Хитроу в Лондоне, а затем этот опыт планировали распространить на объекты перевозчика в Женеве, аэропортах Мальпенса в Милане и Шёнефельд в Берлине. Этим решением занимались компания Blue Bear Systems Research, которая специализируется на беспилотниках, и разработчик программного обеспечения для 3D-моделирования Output 42. Оно совместимо с разными дронами. Положение самолета внутри ангара определяется благодаря маркерам на носу, левом и правом крыльях.

От ангара НАУ до Emirates. Украинский дрон будет готовить самолеты к полетам

Фото: Нариман Алиев

По сравнению с аналогами украинская система проще в эксплуатации — так утверждает Александр Грачев. И это уже большое преимущество. «Мы знаем о конкурентах, но о нашей разработке рынок отзывается лучше», — добавляет он.

Подобные разработки могут заинтересовать крупных перевозчиков, которые оперируют сотнями самолетов, а следовательно, будут иметь наибольший экономический эффект от внедрения такой инновации. Например, Delta Air Lines (США), Turkish Airlines, Qatar Airways, Emirates. Как уверяет Александр Грачев, встречи с крупными авиакомпаниями происходят постоянно.



Добавить комментарий