От науки к коммерции: как стратостат стал оружием маркетологов

Від науки до комерції: як стратостат став зброєю маркетологів

Еда, алкогольные напитки и музыкальные альбомы — во всем мире их запускают в космос с рекламной целью. Идею подхватил украинский проект Cosmos Agency.

Филиппа Самарца всегда манил космос. С детства он мечтал запускать межпланетные корабли. Теперь Филипп – руководитель и идейный вдохновитель проекта Cosmos Agency, который создает стратостаты и предлагает украинским брендам снимать рекламу в стратосфере.

Еще не космос, но уже не Земля

Стратосфера находится на расстоянии 11–50 км от Земли, а «официальный» космос начинается со 100 км — и в нашей стране остается исключительно государственной сферой деятельности. А вот стратосфера формально не является космосом, поэтому полеты туда не подлежат настолько строгому госрегулированию.

В стратосфере можно создавать невероятный контент. Ведь вид Земли оттуда мало отличается от вида из космоса. Команда проекта Cosmos Agency провела сравнение: людям показывали фотографии со стратостата на высоте 40 км и снимки, сделанные космонавтами Международной космической станции с высоты 250 км. В итоге разницы не заметил никто. На фото так же видно Землю, космос, звезды и тонкий голубой слой атмосферы между ними.

Для полетов в стратосферу используют стратостаты — большие шары с газом, обычно водородом или гелием, к которым подсоединяется коробка с электроникой и парашют. Условия в стратосфере так напоминают космические, что высотные запуски стратостатов называют предкосмическими.

От науки к коммерции: как стратостат стал оружием маркетологов

Запуск стратостата украинской компании Cosmos Agency
Материал: Fundamental Production

Первые в мире запуски стратостатов состоялись еще в 30-е годы ХХ в. Сейчас для стран Европы и США это обычное дело: в стратосферу запускают метеорологические зонды, а также оборудование для малых спутников формата CubeSat, которое надо испытать.

Маркетологи тоже взяли стратостаты на вооружение: в таких странах, как Великобритания и Япония, в небо запускают бутылки алкогольных брендов, фотографии, музыкальные альбомы и другую продукцию, к которой производитель хочет привлечь внимание. Популярной за рубежом стала даже услуга развеивания праха в стратосфере. Среди основных конкурентов Cosmos Agency на международной арене — английская фирма Sent Into Space, которая так же осуществляет коммерческие запуски в стратосферу. Один из ее рекламных кейсов, например, был таким: стратостат поднял в небо, а затем сбросил на землю два билета на футбольный матч между командами «Арсенал» и «Астон Вилла». Болельщикам оставалось только их найти.

От науки к коммерции: как стратостат стал оружием маркетологов

Один из проектов британской компании Sent Into Space – билеты в стратосфере

Примеры «космического» маркетинга есть даже в Украине: в 2013 г. холдинг Global Spirits Евгения Черняка запустил в стратосферу бутылку водки своего бренда «Хортица». Однако системно такими запусками, кроме Cosmos Agency, не занимается никто.

Разрешите запуск!

Стратостат, который создали в Cosmos Agency, поднимает объекты весом до 1 кг на высоту до 31 км, снимает видеоролики, а затем сдувается и плавно опускается на землю, выбросив парашют. Видео можно будет получить как с флеш-карты, так и благодаря онлайн-трансляции. «Это относительно простая конструкция. Но для ее реализации нам пришлось приложить немало усилий», — рассказывает Филипп Самарец.

Дело в том, что стратосферные зонды классифицируются как беспилотные летательные аппараты, то есть человек не может контролировать траекторию их полета. Для того же, чтобы спрогнозировать маршрут и место приземления стратостата, учитывают массу аппарата, точное время и место запуска. Для моделирования маршрута используют модель NOAA GFS — систему глобального прогнозирования Национального центра климатических данных США, разработанную в Кембриджском университете. А для отслеживания высоты, точного позиционирования, а также некоторых каналов телеметрии (скорость, температура за бортом, координаты) во время полета применяют радиомаяки, работающие на радиолюбительских частотах.

Стратостат, который создали в Cosmos Agency, поднимает объекты весом до 1 кг на высоту до 31 км

Радиолюбительскую лицензию на использование таких частот ребятам из Cosmos Agency удалось получить благодаря своему «заразному» энтузиазму и взаимопониманию с Лигой радиолюбителей Украины. «Однако не все люди, которые принимают решения, настроены так же оптимистично по отношению к стратостатам», — грустно делится Филипп. В Украине, как и везде в мире, необходимо получить разрешение на запуск в нескольких инстанциях, среди которых Госавиаслужба Украины, ГП «Украэрорух», центр управления полетами аэропорта «Борисполь», а также Министерство обороны. «Нам пришлось потратить много времени, чтобы убедить всех, что наши запуски контролируются настолько, насколько это возможно, и не несут никакой опасности для окружающих. Место и время каждого запуска отдельно согласовываются со всеми перечисленными инстанциями», — говорит Филипп Самарец.

Искусство и бизнес

Свой первый стратостат команда Cosmos Agency запустила в январе 2018 г.: в небо над Жашковом Черкасской области поднялся напечатанный на 3D-принтере логотип Cosmos Agency. Во время второго запуска, который состоялся в феврале, кроме логотипа стратостат поднял напечатанное фото Леонида Каденюка — первого космонавта независимой Украины. Целью этих запусков была проверка оборудования. Сейчас проект согласовывает с Генштабом Министерства обороны разрешение на аэрофотосъемку, чтобы делать видео из стратосферы и обнародовать их.

От науки к коммерции: как стратостат стал оружием маркетологов

Запуск стратостата Cosmos Agency
Материал: Fundamental Production

Первые коммерческие запуски Cosmos Agency планирует уже осенью. По словам Филиппа Самарца, в компании уже есть несколько потенциальных заказчиков — это клиенты диджитал-агентства 486 Media, где он работает арт-директором, бренды мебели и алкоголя.

Кроме того, на осень планируется совместный с киевским художником Андреем Датурой арт-проект «Искусство в космосе». Ребята хотят поднять в стратосферу полотно и там его раскрасить. Устройство, которое будет наносить краску на «холст», еще проектируют.

Все необходимое оборудование для своих запусков Cosmos Agency закупает онлайн или изготовляет самостоятельно. В общем команда вложила в проект около $10 000 собственных средств. По оценкам Филиппа Самарца, расходы организации будут покрыты несколькими коммерческими запусками. Но для уверенной работы проекту необходимо около $50 000.

Материал: Fundamental Production

Искать инвесторов Cosmos Agency пока не спешит. «На этом этапе, пока возможно, мы бы хотели все организовать своими силами. Может, в будущем, когда выйдем на следующий уровень, нам понадобятся внешние инвестиции», — объясняет Филипп Самарец.

Управляющий партнер медийного агентства «Медиа Скоуп» Андрей Кроленко считает, что успех проекта Cosmos Agency во многом будет зависеть от стоимости. «Нестандартные идеи — это всегда прекрасно. Это освежает взгляд и мнения потребителя, позволяет выделиться в хаотичном рекламном шуме», — говорит он. Главное, чтобы это не был нестандарт ради нестандарта. Чтобы затратная часть проекта была эффективной, а не только «фестивальной инвестицией». Ведь цель каждой рекламной кампании и инвестиций — продажи и развитие бизнеса клиента.

Сейчас проектом заинтересовались в Государственном космическом агентстве Украины. В частности, в учреждении планируют испытать прибор по измерению загрязнения воздуха во время одного из следующих запусков Cosmos Agency.



Добавить комментарий