Полет «Шмеля»: кто станет партнером в создании украинского вертолета?

Полет «Шмеля»: кто станет партнером в создании украинского вертолета?

Мировой рынок легких четырехместных вертолетов наполнен морально и технологически устаревшими моделями прошлого века. Киевская авиакомпания «Вектор» готова взяться за реализацию проекта по созданию четырехместного легкого многоцелевого вертолета ВМ-4 «Шмель», отвечающего всем современным требованиям. Кто поддержит украинских инноваторов инвестициями?

Украинские конструкторские бюро десятилетиями принимают активное участие в создании летательных аппаратов, от самого большого грузового самолета до вертолетов. Одним из таких бюро было КБ «Вертикаль», которое в конце 1990-х приступило к разработке легкого вертолета КТ-112 «Ангел». Его отличием от зарубежных аналогов было наличие в силовой установке двух поршневых двигателей, повышающих безопасность полета, так как в случае отказа одного из них вертолет мог продолжать управляемый полет с полной нагрузкой до безопасного приземления. И идея создания легкого четырехместного вертолета повышенной безопасности была действительно интересной, но, к сожалению, из-за отсутствия финансирования дальше заводских испытаний проект не продвинулся, а в 2010 году был закрыт.

Генеральный директор авиакомпании «Вектор» Анатолий Козубенко занимал должность главного технолога КБ «Вертикаль». Он имеет производственный опыт, проработал много лет на авиационном заводе «Авиант» (в настоящее время ГП «Антонов»). Когда у Анатолия появилась идея возобновить проект по созданию более современного двухдвигательного легкого вертолета, он предложил руководству «Антонова», чтобы авиазавод, используя свой мощный производственный потенциал, принял участие в этом проекте. Руководство завода проявило интерес к проекту и приняло предложение, предоставив помещение для конструкторского бюро, а в дальнейшем гарантировав возможность изготовления опытных образцов вертолета, проведения их испытаний и выпуска первой серийной установочной партии. Кроме того, идею сотрудничества в этом проекте поддержало и ГП «Ивченко-Прогресс» (г. Запорожье), которое будет разрабатывать редукторы и трансмиссию силовой установки вертолета.

Важно отметить, что первый опытный образец вертолета КТ-112 «Ангел» разрабатывался и изготавливался КБ «Вертикаль» именно на авиазаводе «Авиант». Виталий Читак, вице-президент ГП «Антонов» по производству, делится: «Рабочие и инженеры завода принимали непосредственное участие в постройке и испытаниях элементов конструкции вертолета КТ-112 на прочность. И поэтому сейчас, когда «Вектор» пришел к нам со своей инициативой, «Антонов» готов поддержать его производственными мощностями и кадровым потенциалом в этом начинании; совместно, на условиях договорных отношений, помогать в разработке и постройке этих машин. Все технологические процессы, которые могут быть применены при изготовлении этого вертолета, у нас на предприятии освоены».

Полет «Шмеля»: кто станет партнером в создании украинского вертолета?

Анатолий Козубенко, генеральный директор авиакомпании «Вектор»

Конструкция ВМ-4 «Шмель»

Анатолий Козубенко рассказал, что на вертолете ВМ-4 «Шмель» будут установлены более мощные и надежные итальянские двигатели MWfly B25D (155 л. с.), в отличие от австрийских двигателей Rotax 912 или Rotax 914 (100 и 115 л. с. соответственно), которые использовались в КТ-112. Кроме того, двигатели MWfly B25D могут работать как на авиационном бензине 100LL, так и на недорогом и доступном автомобильном бензине А-95. «Протокол о намерениях поставки двигателей MWfly B25D с итальянской стороной подписан», — говорит Анатолий Козубенко и показывает документ.

Удобное расположение силовой установки внутри фюзеляжа в пределах человеческого роста позволяет легко обслуживать двигатели, не применяя специального аэродромного оборудования. Наряду с алюминиевыми и стальными элементами в конструкции вертолета предусматривается использование композитных материалов, которые широко применяются авиации. В изготовлении из композитов фюзеляжа, элементов интерьера и лопастей, а также несущего и рулевого винтов, окажет помощь завод «Антонов», который обладает необходимым уникальным оборудованием и отработанными технологиями. Так удастся создать не только красивые, но и оптимально обтекаемые аэродинамические формы фюзеляжа, а лопасти несущего и рулевого винтов из композитов станут более технологичными и надежными, чем традиционные металлические.

Применение современных материалов в интерьере, бортового радиоэлектронного оборудования, системы обогрева кабины и, при необходимости, кондиционирования сделает полет на «Шмеле» безопасным и комфортным как днем, так и ночью. Для полетов в сложных метеоусловиях можно будет установить дополнительное оборудование.

О конкуренции

На фоне «старожилов» авиационного рынка, украинская разработка выглядит более чем привлекательно. Анатолий Козубенко утверждает: «Благодаря ряду новаторских решений вертолет ВМ-4 «Шмель» по своим летно-техническим и эксплуатационным характеристикам сможет составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам — как Schweizer 333, так и самому массовому четырехместному вертолету Robinson R44».

применение трехлопастного несущего винта и двух двигателей в силовой установке сделает полет более безопасным

Композиционные материалы, оптимизация технологических и производственных затрат позволят снизить себестоимость изделия и, соответственно, создать вертолет по привлекательной конкурентной цене. Кроме того, применение трехлопастного несущего винта и двух двигателей в силовой установке сделает полет более безопасным. Например, те же вертолеты Robinson R44 имеют только две лопасти несущего винта и поэтому требуют особого внимания летчика при их управлении на определенных режимах полета, особенно в зонах с переменным рельефом местности.

Рынок легких вертолетов

Кроме сфер применения, где традиционно используют легкие вертолеты с одним двигателем и количеством мест от двух до пяти, вертолет ВМ-4 «Шмель», благодаря своей надежности, будет востребован в тех зонах, где однодвигательным вертолетам летать запрещено — например, над городской инфраструктурой, а это работа в аэротакси, воздушном полицейском патруле, для экскурсий, фото-видеосъемки, координации работ пожарных и спасателей. Переоборудовав, ВМ-4 можно будет использовать для службы в пограничных войсках, морской авиации, для работы в сельском хозяйстве, в качестве крылатой «скорой помощи» для экстренной эвакуации раненых, для выполнения военных операций службами специального назначения.

Полет «Шмеля»: кто станет партнером в создании украинского вертолета?

Модель вертолета ВМ-4 «Шмель»

Немаловажно, что «Шмель» станет также незаменимым транспортным средством для региональных администраций и в сфере бизнеса, особенно если речь идет о больших регионах с плохо развитой транспортной инфраструктурой. Этим известны, в частности, Китай с лидирующей в мире экономикой, и Индия, экономика которой в течение 15 лет, согласно прогнозам, займет второе место в мире. И одна из индийских компаний уже заинтересовалась проектом ВМ-4 «Шмель», подписав протокол о намерениях: она готова приобрести 120 машин, как только они будут запущены в серию. Интерес к украинской разработке проявили и представители других стран.

На сегодня Китай является одним из крупнейших покупателей вертолетов в мире, но в ближайшие годы спрос на крылатые машины в этой стране будет только расти. В целом, согласно оценкам Airbus рынок вертолетов в мире оценивается в €370 миллиардов, а в течение следующих 20 лет этот сегмент вырастет на 50%. Текущий прогноз продаж гражданских вертолетов, подготовленный компанией Honeywell Aerospace, говорит, что в Северной Америке (40% мирового рынка вертолетов) более 50% планируемых к покупке машин — легкие одномоторные, а около 20% — легкие и средние двухмоторные модели. Продажи на рынке Средней Азии и Африки, в свою очередь, на 75% будут обеспечены за счет легких одномоторных моделей. Схожие запросы и в других регионах.

ВМ-4 «Шмель» готов конкурировать с легкими одно- и двухмоторными вертолетами, претендуя на солидную долю мирового рынка

По своей цене и характеристикам ВМ-4 «Шмель» готов конкурировать с легкими одно- и двухмоторными вертолетами, претендуя, при грамотном маркетинге, на солидную долю мирового рынка.

Денежный вопрос

Создание опытных образцов вертолета возможно уже через год после привлечения первого раунда инвестиций — это время потребуется на разработку конструкторско-технологической документации. А через 3-3,5 года с начала реализации проекта, когда уже будут испытаны опытные образцы, на базе авиазавода «Антонов» можно будет приступить к изготовлению установочной партии первых серийных вертолетов ВМ-4 «Шмель».

«Технологически «Антонов» готов поддержать проект — поможет, сделает все, что от него зависит, — заверяет Виталий Читак, — На заводе внедрена система контроля качества, он соответствует Авиационным правилам Украины (АПУ-21), что позволит вертолетам ВМ-4 «Шмель», собранным здесь, отличаться не только гарантированно высоким качеством, но и отвечать международным требованиям».

Первый раунд инвестиций предполагает привлечение около $400 тысяч, что позволит перейти к этапу изготовления опытных образцов и их испытания. На следующие 2-3 года потребуется еще около $3,5 млн. инвестиций — по меркам мировой авиаиндустрии это сущие пустяки, так как проект «долгоиграющий» и обещает долгие годы работы «в плюс».

Авиабизнес — это не только инновации, но и “длинные деньги”

Анатолий Козубенко сейчас занят поисками партнера, который смог бы «зайти» в бизнес, который, согласно подсчетам генерального директора «Вектора», должен окупиться примерно за 3-5 лет с начала запуска проекта, в зависимости от бизнес-модели. Виталий Читак в беседе с «Домом инноваций» заметил: «Авиабизнес — это не только инновации, но и “длинные деньги”». Анатолий Козубенко подтверждает: «Инвесторы хотят получить прибыль через полгода-год. Но это не тот случай. И поиск партнеров, готовых вложить средства на длительный срок, даже с учетом больших потенциальных прибылей в будущем, дело непростое. Но в таких проектах авиация возвращает все сторицей».

Нужен инвестор!

В Украине уже появилось несколько компаний, которые хотят производить легкие вертолеты и даже сделали определенные шаги в этом направлении. Но, как утверждает Анатолий Козубенко, в их разработках нет «изюминки», которая могла бы заинтересовать зарубежный рынок.

В то же время Украина не так давно заключила с Airbus Helicopters контракт на сумму €550 млн. на поставку 55 вертолетов для нужд силовиков. Амбициозный проект «воздушной полиции, МЧС, пограничной службы и Нацгвардии» выглядит интересно. Но если учесть, что средства, потраченные правительством на покупку лишь двух из 55 французских вертолетов, полностью покрыли бы затраты на создание и запуск в серию собственного украинского продукта, становится немного обидно: украинские конструкторы готовы сами создать конкурентоспособную технику, а в это время деньги тратятся на аналогичную импортную продукцию…

Пока что у инвесторов есть реальный шанс стать партнерами в новом авиационном бизнесе и выйти на рынки ведущих стран мира с передовым продуктом, который сможет принести хорошие «дивиденды». Но счет, как полагает Анатолий Козубенко, идет на месяцы: тот, кто первым создаст новый аппарат с конкурентными характеристиками, станет «царем горы». И средством для достижения этой большой цели может стать ВМ-4 «Шмель».



Добавить комментарий