Пора «поумнеть»: как технологии меняют сферу ЖКХ

Журналіст
Час «порозумнішати»: як технології змінюють сферу ЖКГ

Европейцу не понять украинских страданий в начале отопительного сезона. В странах, где коммунальные услуги представляют собой рынок, а не игру в дотации и монополии, пользователи получают тепло тогда, когда захотят, и сами определяют интенсивность обогрева. Та же ситуация с водой и электричеством – коммунальщикам неинтересно вставлять потребителям палки в колеса, для них авария – это недополученная прибыль. Расходы и потери услуг ЖКХ тщательно мониторят, а спрос – изучают и прогнозируют, данные передаются автоматически, а в ряде стран участие человека в процессе даже законодательно ограничено. «Дом инноваций» разбирается в том, как услуги ЖКХ стали «смарт» в развитых странах мира, что уже есть в Украине и куда будет двигаться рынок.

Технологии в ЖКХ

В сфере коммунальных услуг технологии позволяют автоматизировать учет передачи и потребления ресурсов – электроэнергии, газа и воды. Интеллектуальные счетчики с подключением к интернету собирают и передают данные в автоматическом режиме, вытесняя ручной учет – более дорогой и не такой точный и надежный.

Интеллектуальные счетчики с подключением к интернетуОборудование датчиками инфраструктуры для транспортировки услуг позволяет поставщикам видеть, на каком этапе возникают потери, а пользователям – не платить за недополученные ресурсы. Сбор и анализ этой информации дает возможность точно прогнозировать спрос на услуги в ближайшее время и видеть проблемы комплексно – например, где уже устарела инфраструктура и требуется ремонт, где возрастает нагрузка и когда у каждого из ресурсов «высокий сезон».

Также без интеллектуального учета использования ресурсов невозможен открытый рынок – ему нужна прозрачность и точность, которую не обеспечивает учет по старинке.

Украина на низком старте

Украина не стоит в авангарде «умного» ЖКХ, однако новые технологии проникают и в наши старые коммунальные сети. Один из самых активных потребителей систем интеллектуального учета в нашей стране – энергетика. «Им интересно все – от построения новых ЦОДов до разработки специализированного ПО», – объясняет Сергей Яковлев, коммерческий директор Дивизиона IT-дистрибуции MTI. Даже личный кабинет пользователя, который есть у украинских потребителей электроэнергии, – это уже инвестиции в IT. Это счетчики с автоматизированной передачей данных, сетевая инфраструктура, серверы и аналитические программы, а также мощные хранилища и серверы для вывода информации.

Один из самых активных потребителей систем интеллектуального учета в нашей стране – энергетика

Счетчики с SIM-картами устанавливают прежде всего там, куда неудобно отправлять людей, – скажем, в подвалах домов, если речь идет о тепле, или в пунктах распределения воды. Данные передаются по мобильной сети, но, если где-то не хватает покрытия, устанавливают дополнительную антенну. Где-то целесообразно подключать счетчик к мобильной сети, а где-то, например, к Wi-Fi – по сути, радиотехнология значения не имеет, ее определяет для себя компания, устанавливающая оборудование.

Счетчики с SIM-картамиВ счетчиках, если говорить о тех, которые работают в мобильной сети, есть специальные термокарты или термочипы. Если обычная «симка» в экстремальных условиях прослужит примерно год, то у термокарт срок действия в разы дольше. Термо-SIM-карты выглядят привычно для абонентов, но при этом выполнены из термостойкого высокопрочного пластика и не требуют специальной защиты от тепла, влажности, пыли, вибраций. Термочипы имеют те же характеристики, но очень компактны, их не вставляют, а впаивают, и их нельзя извлечь из разъема так же, как обычную SIM.

Для M2M-подключений у операторов есть специальные тарифы, в которые включены пакеты трафика, сообщений, голосовых минут и даже минут для CSD-трафика. Если в мире этот тип связи уходит в прошлое, то в нашей стране его по-прежнему используют, в основном, как резервный канал. «На украинском рынке достаточное количество устройств, работающих в том числе и по CSD-каналу, поэтому мы должны учитывать все нюансы в своих M2M-тарифах», – объясняет Татьяна Скричевская, руководитель B2B-маркетинга lifecell.

«Тысячи наших SIM-карт уже работают в украинском ЖКХ», – сообщила пресс-служба «Vodafone Украина». Среди клиентов оператора – Киевэнерго, который снабжает общедомовые счетчики термо-SIM-картами, Киевгаз, который также устанавливает оборудование с SIM-картами для снабжения частных домов.

Со многими украинскими облэнерго и водоканалами сотрудничает и lifecell. «Крупнейшие водоканалы и облэнерго – это далеко не полный список компаний, с которыми мы работаем», – говорит Татьяна Скричевская. В компании утверждают со ссылкой на ДТЭК, что в Киеве около 4 000 жилых домов оборудовано счетчиками с подключением к мобильной сети. Один из популярных туристических городов на юге Украины пользуется сетью оператора для управления «умным» освещением. «Среди наших крупных бизнес-клиентов в качестве примера можно привести Укрзализныцю, которая в числе прочих услуг lifecell использует и M2M-сервисы», – комментирует Татьяна Скричевская.

В Киеве около 4 000 жилых домов оборудовано «умными» счетчиками электроэнергии

Мэр Долины Владимир Гаразд в рамках Kyiv Smart City Forum поделился успехами своей вотчины. Долина – единственный город в Украине с сертификатом ISO 50001 по энергоменеджменту. Несколько лет назад здесь наняли энергоменеджера, разработали единую платформу энергопотребления в бюджетных организациях, данные в нее заносятся ежедневно. Буквально сразу было выявлено, что в детских садах электроэнергию используют подпольно – для проведения незаконных мероприятий или в других личных целях. Платформа стала одним из этапов сокращения энергопотребления и перехода на «зеленые» технологии.

Нужна сеть

Сеть – это один из камней преткновения для систем интеллектуального учета потребления. Так, в lifecell говорят, что и в существующих сетях данные передаются и технологических ограничений для интеллектуального учета расхода электроэнергии, воды, газа нет. Но до такого количества датчиков, как в развитых странах мира, нам далеко. А это значит, что нагрузка не так велика, как могла бы быть. Нидерланды, Сингапур, Южная Корея строят сети для «интернета вещей» с национальным покрытием, чтобы, во-первых, охватить всю страну, во-вторых, не иметь проблем с емкостью сети. Но в этих государствах другая плотность населения и другой уровень покупательной способности.

Абонентская плата за один «умный» счетчик составляет несколько десятков гривень в месяц

В Huawei и ZTE считают, что GSM-сети для «интернета вещей» – это слишком дорого. Если говорить о предприятиях, то для них абонентская плата за один «умный» счетчик в несколько десятков гривень в месяц некритична, а для малоимущих слоев населения в Украине это ощутимые деньги. В плане выбора стандартов связи у компаний разная позиция. Так, в ZTE говорят о том, что для каждого случая нужно считать стоимость внедрения решений на базе разных технологий и выбирать более выгодный. В местах с низкой плотностью населения, возможно, подойдет LoRaWAN или Sigfox, в мегаполисах – NB-IoT.

Huawei развивает технологию NB-IoT на базе 4G. В Украине скоро появится это поколение связи, а операторы получат новейшее оборудование, которое поддерживает NB-IoT. Поэтому для развертывания сети не потребуется больших инвестиций – достаточно активировать соответствующие возможности. Кроме того, технология стандартизирована консорциумом 3GPP и работает в лицензируемой части спектра. Впрочем, при нынешней ситуации с тендерами на 4G-частоты в Украине о национальном покрытии говорить не приходится – ни 1800 МГц, ни тем более 2600 МГц не подходят для покрытия малонаселенных регионов страны. Для этого нужны низкие диапазоны, которые в Украине заняты другими стандартами, аналоговым телевидением и спецпользователями.

Нидерланды, Сингапур, Южная Корея строят отдельные сети для «интернета вещей»

«Стоит ли строить отдельную сеть для „интернета вещей“, зависит от того, как государство оценивает характер информации об объемах потребления газа, воды, электричества. Одно дело – данные о том, сколько произведено и потреблено ресурсов в стране. Другое – отдельно взятым предприятием. Что будет, если кто-то увидит, что оборонпредприятие начало потреблять больше ресурсов и, очевидно, получило заказ?» – объясняет Александр Дяденко, консультант Huawei. В компании говорят, что думать о технологиях можно, только когда у государства будет ответ на этот вопрос, так как он повлияет на стоимость проекта. Скорее всего это будет не бизнес-кейс, ведь потребуется строительство шифрованных каналов, которые будут терминироваться только на определенных серверах в определенных дата-центрах. Технически возможно сделать и комбинированный вариант, когда на более чувствительных к секретности предприятиях данные снимают чуть ли не вручную, а в домохозяйствах и у малого бизнеса – автоматизированно.

Кто заплатит за модернизацию

В бюджете Украины 2017 г. на дотации в сфере ЖКХ было заложено 50,7 млрд грн, или примерно 15% от планируемых доходов за год. Учет потребления услуг дотационными пользователями позволил бы точнее планировать эту статью расходов. Но собеседники «Дома инноваций» сходятся во мнении, что без политической воли Украина не перейдет на интеллектуальный учет потребления коммунальных услуг. В развитых странах мира власти тоже выступали драйвером модернизации в сфере ЖКХ.

Так, в Норвегии и Великобритании государство обязало поставщиков услуг оборудовать все домохозяйства «умными» счетчиками до 2019 и 2020 гг. соответственно. В Турции такого нет, но в стране много малого и среднего бизнеса. Для них оператор Turkcell предлагает решение Smart Energy – это дополнительный счетчик, который устанавливается за основным и собирает подробные данные о потреблении, а также личный кабинет, где отображены все данные. Пользователи сами могут видеть энергоемкость отдельных устройств и контролировать потребление реактивной энергии, которая в Турции очень дорогая. В lifecell говорят, что украинские клиенты не видят выгоды для себя в установке подобного оборудования. Счетчик стоит денег, покупательная способность низкая, а электричество еще не настолько дорогое, чтобы анализировать, где можно экономить.

Если говорить об экономии, то на данном этапе она более очевидна для поставщиков услуг. Тот же рынок электроэнергии живет на сутки вперед – облэнерго заказывают ее на 24 ч, исходя из прогноза спроса. Рынок газа живет на месяц вперед. За недоборы и переборы платят штрафы, причем штраф за недобор даже выше. Поэтому тут важно точное прогнозирование, которое возможно с использованием интеллектуальных платформ для анализа данных о потреблении. «Интеллектуальная платформа позволяет анализировать потребление на основании предыдущих параметров, а также в зависимости от температуры воздуха на улице и от дня недели», – объясняет принципы работы Владимир Ханачивский, менеджер по интегрированным решениям ZTE. К платформе можно подключить датчики температуры и метеостанцию. Метеостанция будет выдавать прогноз, в зависимости от которого изменится прогноз потребления газа, электроэнергии. Когда холодно, люди больше сидят дома, едят, смотрят телевизор, купаются – расход растет. А когда набирается история потребления, вырастает качество прогноза, за счет этого можно минимизировать штрафы.

В Украине старая инфраструктура, для которой характерны потери. Если половина или треть ресурсов куда-то «теряется» по дороге, это значит, что город тратит деньги впустую. Кроме утечек, бывают несанкционированные врезки в сеть, прорывы. «Поэтому и необходима оцифровка водопроводов и моделирование поведения пользователей. Благодаря установке датчиков можно оперативно видеть, где произошел прорыв, или понимать, как и когда возрастет нагрузка на водопровод», – говорит Александр Дяденко.

Еще один пример – это распределение нагрузки на сеть. В Украине уже действуют ночные и дневные тарифы на электроэнергию, при желании к ним можно подключиться. Облэнерго видят пиковые нагрузки и при помощи гибкого тарифообразования могут смещать потребление в другой временной промежуток. Либо, если это целесообразно, строить еще одну ЛЭП.

Хотя выгоды в модернизации очевидны, все еще остается открытым вопрос, кто должен платить за внедрение интеллектуальных систем учета потребления коммунальных услуг. По логике, этим обязаны заниматься поставщики, но тогда мы снова возвращаемся к покупательной способности и ценовому фактору. Если взять лишь домохозяйства, то, по данным 2014 г., их в Украине было порядка 17 млн (вместе с Крымом и Севастополем). Для каждого нужны несколько инструментов учета, передача данных, хранилища и центры обработки. Инфраструктура для радиоподсистем также стоит денег, и сроки окупаемости в большом городе и хуторе на 20 домов будут разные. «Это мощные инфраструктурные проекты, их должно поддерживать государство и размазывать расходы между территориями, которые быстро окупаются и медленно окупаются», – полагает Владимир Ханачивский. Компания готова инвестировать в украинский рынок и привлекать средства китайских банков, но без гарантии со стороны государства сделать это невозможно.

Помимо гарантий, нет в нашей стране и стандартизации. «Для внедрения „умных“ решений в сфере ЖКХ необходимо, чтобы все датчики передавали данные в одном формате, чтобы этот формат воспринимало несколько разных платформ, и уже облэнерго, водоканалы, облгаз выбрали одну из этих систем», – объясняет Владимир Ханачивский. Сейчас в Украине более-менее стандартизирована электроэнергия, а с газом и водой есть нюансы. Такие вещи нельзя принять в один момент – нужна законодательная база.

Вообще, в проекте должны участвовать разные стороны: производители оборудования, операторы, государство. «Кто-то из участников рынка должен взять на себя создание единой системы, где будет база абонентов, система биллинга и единая платформа, куда сводится информация. После этого все в эту платформу интегрируются – поставщики, участники рынка – и появится конкуренция», – говорит Александр Дяденко.

Чужой опыт не поможет

В целом, старт модернизации в Украине дан, но без инициативы со стороны государства в виде законодательных требований и стандартизации процесс может затянуться на многие годы. Грузия внедрила интеллектуальные системы учета по всей стране за шесть лет – а это 2,4 млн пользователей. Пилотные проекты есть в Беларуси, Азербайджане, России и Узбекистане. Производители оборудования и мобильные операторы имеют опыт в разных странах, но это не означает, что его можно взять и перенести в Украину. «До 80% кейсов подразумевают локализацию. Не факт, что счетчик по контролю расхода воды, который Huawei использует в Австралии, подойдет для Украины. Киевводоканал может сказать, что он не соответствует каким-то параметрам», – говорит Александр Сербин, директор по развитию Huawei в Украине.



Добавить комментарий