Ракеты и стимпанк: какой «Город будущего» строит Украина

Ракеты и стимпанк: какой «Город будущего» строит Украина

Какие они – украинские космические стартапы? И почему мы о них почти ничего не знаем?

25 апреля на конференции iForum прошел дополнительный поток «Город будущего» – специальная выставка – прототип города, построенного на основе высокотехнологичных продуктов и услуг, которые созданы в Украине. Соосновательница проекта о науке и инновациях InScience Анна Орехова поговорила с организатором «Города» Дмитрием Бирюковым о том, почему его выставка в этом году космическая, что участие в ней дает стартапам и почему непубличность – часть культуры украинских проектов.

– В этом году тема выставки «Город будущего» – космос. Достаточно неожиданно. Расскажи, почему?

– На самом деле тему космоса и авиации в этом году мы выбрали, потому что она наконец-то созрела. В Украине появилось много качественных проектов, связанных с космосом. Это видно по мероприятиям о космосе, которые проводят в Киеве, во Львове и Днепре.

Ракеты и стимпанк: какой «Город будущего» строит Украина

Первой ласточкой стал хакатон NASA Space Apps Challenge при поддержке НАСА. Потом случился качественно организованный и насыщенный чемпионат мира по ракетомодельному спорту во Львове. А этой осенью появилась и вишенка на торте – Odyssey Foundation со своими регулярными митапами, на которых начали собираться невероятные люди и показывать свои разработки – ракеты, спутники, аэростаты, дирижабли. Я уже молчу о том, что люди стали собираться большими группами, чтобы посмотреть не футбол, а запуск нового Falcon от дяди Илона. В декабре нам стало совершенно ясно, что новое поколение украинских покорителей неба готово и пора его показывать на национальном уровне.

Но даже при этом многие сомневались и говорили: «Да, Украина славится космосом и авиацией, но сейчас-то все в упадке. Где вы наберете столько проектов? Что вы покажете?». А мы просто закопались поглубже в разные медиа, познакомились с ключевыми людьми отрасли и внезапно нашли 1 000 легких украинских самолетов, огромный агродрон, выводок дронов, которые умеют танцевать, и общественный НИИ, который более 70 лет занимается разработкой дирижаблей.

– Почему мы об этом не слышим? Они непубличные?

– В Украине непубличность – часть культуры. Работаю в украинском хай-теке уже более шести лет и наблюдаю ее постоянно. Я работал в разных отраслях – от умных домов до виртуальной реальности, и в каждой из них на виду максимум 10% отрасли, остальные 90% хранят инкогнито. Это явление, с моей точки зрения, базируется на нескольких вещах.

Первая – украинский рынок почти никого серьезно не интересует. Он нерегулируемый, работать на нем сложно. Компании изначально ориентируются на западный, и поэтому смысла им светиться в Украине нет.

Второй момент – долгое время считалось, что если ты здесь покажешь что-то крутое, то у тебя это придут и заберут. Поэтому на украинском рынке, особенно с производством материальных объектов, светиться не любят.

Третий момент – тебя начинают троллить. Ты сделал что-то впервые – и тут же начинается давление из-за того, что ты что-то сделал не так. Поэтому создатели либо пытаются отшлифовать продукт до идеала, либо просто не показывают его в Украине, ибо зачем тратить нервы, если прибыль от этого не увеличится.

Ракеты и стимпанк: какой «Город будущего» строит Украина

Анна Орехова (справа) с партнером по проекту InScience Аленой Скиртой

– Но есть же и обратные примеры, верно?

– Раньше я, как большинство людей, пытался сравнить Украину с другими странами. Полтора года я живу в Польше и, соответственно, делаю свои выводы. Сначала думал, что вот здесь мы не дотянули и здесь. Меня спасало только то, что знаю много об Украине и даже при сравнении у нее есть неоспоримые преимущества.

Месяц или два назад мне пришла мысль, что Украину не нужно сравнивать с другими странами. Ее нужно сравнивать с собой же. Состояние сейчас – и состояние год, два, три назад. Смотреть не на то, куда мы еще не дошли, а смотреть на то, чего мы уже достигли. Если сравнивать в таком ключе, то картинка совершенно другая, потому что у нас есть отличная динамика развития. «Город», который увеличился более чем в три раза за четыре года, – яркий тому пример.

Да, есть проблемы. Когда часть рынка находится в серой зоне, в которой частично не работают законы и регуляции, сложно вести бизнес. Но то, чего мы достигли сейчас, – это невероятно круто. При этом мы выводим украинские продукты на международные рынки. Они привлекают огромное внимание, за счет отличного сочетания цены и качества. Например, агродрон от Kray Technologies, у которого нет аналогов. Это первый в мире серийный индустриальный дрон!

Второй пример – электровелосипед от Delfast. Снова же, никто в мире не сделал электровелосипед, который может проехать 500 км на одном заряде. А ребята в Украине сделали и сейчас налаживают производство. Мир говорит им: «Вау, вот это вы молодцы!». Нам нужно научиться ценить то, что у нас уже есть сейчас, наблюдать за прогрессом и поддерживать его своим положительным вниманием. Только тогда у нас появится больше проектов, как Kray Technologies и Delfast, когда у них будет прикрыт тыл. Пусть не финансово, но хотя бы морально.

– У «Города будущего» классное название. Но ведь оно появилось не сразу. Откуда оно взялось?

– Изначально «Город будущего» назывался Smart City Area. То есть зона, посвященная технологиям Smart City. Но даже в самом первом концепте ясно написано, что это пространство, в котором люди могут увидеть, как их жизнь будет выглядеть завтра, и нам сразу хотелось делать это в виде небольшого городка.

С первого года проведения выставки мы поняли, что помимо Smart City посетителям интересна куча других проектов, которые формируют наше будущее, да и оставаться в рамках Smart City нам не хотелось. Мы подумали, что раз мы строим прототип завтрашнего дня, то и назовем его соответственно – «Город будущего». Название очень естественно легло на то, что мы строили, и дало нам простор для творчества. Для города мы в первую очередь стараемся набрать как можно больше проектов из самых разных областей, чтобы он действительно был похож на живой город.

– Раз ты уже заговорил об этом, то как вы отбираете проекты?

– Мы хотим, чтобы в «Городе» все было максимально интерактивным, поэтому смотрим на два параметра. Во-первых, что хочет показать компания, какой продукт, какую технологию. Во-вторых, как именно она может это показать. В «Город» люди приходят, в первую очередь, чтобы увидеть и пощупать. Поэтому отбираем проекты так, чтобы на их стендах было действительно интересно и интерактивно. Со своей стороны делимся опытом с резидентами, стараемся помочь классно представиться, а не просто поприсутствовать.

Есть обычные стартап-аллеи, где никто не контролирует, что ты показываешь. Ты берешь себе стол, кладешь на него пару флаеров, ставишь сзади экран, кладешь рядом прототип – хорошо, если функциональный, – и говоришь: «Вот мой стартап». Этот подход ориентирован на деловое общение, когда вы сразу договариваетесь с инвестором или партнером встретиться после выставки и обсудить детали в личном общении. Но такой подход совершенно не работает на популяризацию высоких технологий.

Здесь же, в «Городе», мы собираем проекты, которые будут понятны большому количеству людей, и делаем так, чтобы они максимально могли себя раскрыть. Обычно около 20% проектов приходят по заявке на сайте форума. 80% ищем вручную по упоминаниям в медиа и личным знакомствам. Потом связываемся с проектами, спрашиваем, могут ли они реально показать что-то интересное. Если да, то берем их к себе в «Город».

– Понятно, а какие проекты вы отобрали в этом году в «Город будущего»?

– В этом году было много проектов. Мы постарались изучить всю аэрокосмическую индустрию Украины, затем разбили ее на сегменты. Нашли ключевых людей и известные проекты. Пригласили их, а они подтянули за собой своих коллег. Получился отличный микс.

Например, было шоу дронов – первое в Украине. Стайка дронов в безопасном «вольере» показывала невероятные фигуры высшего пилотажа. Синхронно. Под музыку. Была аллея малых ракет. Она необычна тем, что ракеты в ней строят молодые конструкторы. Они не обязательно работают в космической отрасли – скорее, строение ракет и других летательных аппаратов – их увлечение. Было несколько таких клубов, которые вместе стояли на одной аллее и показывали разные виды ракет, двигателей и технологий управления.

Ракеты и стимпанк: какой «Город будущего» строит Украина

Был Центр воздухоплавания. Вот есть самолеты и вертолеты – они перемещаются в воздухе за счет аэродинамической силы и двигателей, а есть штуки, которые плавают по воздуху, потому что они легче его. Пример – дирижабли. В нашем центре стояли ребята, которые делают разные стратостаты – такие большие шары, которые поднимают в исследовательских или бизнес-целях груз на большую высоту. Они не выводят их в космос, а просто поднимают высоко в атмосферу, собирают данные, делают исследования или раздают интернет. У нас были дирижабли. Кажется, что их эпоха прошла, но у них интересная технология, которая может принести еще много пользы человечеству. Например, перевозка груза в дирижаблях. Если перевозка не срочная, то она стоит гораздо дешевле и вмещает в себя больше груза, чем с помощью самолета.

Как уже упоминал ранее, был большой индустриальный дрон от Kray Technologies. Огромная машина размером 2х5 м с восемью винтами. И это первый индустриальный дрон серийного производства в мире! Его основная задача – опыление полей. Индустриальный в данном случае означает то, что это первый дрон в мире, который может за один день обработать 300–500 га полей. И он сделан в Украине. Сейчас компания готовит партии для США, Канады, и у них уже налажено производство.

Еще из интересных вещей сферы аэрокосмоса был легкий украинский самолет. Называется A22, от компании «Аэропракт». Это небольшой юркий самолет для двух пассажиров. Интересно, что компания «Аэропракт» выпустила на текущий момент более тысячи самолетов. Большая часть – это A22. Компаний, которые выпустили в Украине самолетов в таком количестве, больше нет.

На стыке искусства и технологий будет выставка работ скульптора и художника из Тернополя Сергея Кузнецова. Он делает бомбические скульптуры из электронных и механических отходов. Он может взять гору мусора и из нее сделать, например, скульптуру робота, корабль космический или машину. Сколько бы раз ты ни увидел работы Сергея, они всегда завораживают.

Еще представили стимпанк-комикс под названием «Воля». Стимпанк – это о том, как развивался бы мир, если бы все технологии основывались на паровых двигателях и производных технологиях. А сам комикс о том, как Украина в 1917 г. во время революции не потеряла свои позиции, а осталась независимой страной. И под руководством Петра Скоропадского показала миру, как на самом деле все должно работать – демократично и хорошо. В этом комиксе есть куча самобытной техники: машины на шести колесах, летающие корабли, дирижабли. Выставка Сергея Кузнецова как раз была посвящена этим героям и технике «Воли».

Последнее – в «Городе» можно было прогуляться в космосе и посетить Международную космическую станцию в виртуальной реальности. И не просто посетить, а еще и выполнить пару важных миссий по ее ремонту.

– Могут ли подобные выставки стимулировать развитие рынка? Какие примеры ты знаешь?

– Очень сложно назвать конкретные цифры. Но из того, что я наблюдаю, «Город» – прекрасная коммуникационная площадка, которая очень нужна для развития экосистемы.

Для меня, в первую очередь, «Город» – это место, где крутые проекты встречаются, знакомятся между собой и на основе их коллаборации рождается что-то еще более масштабное.

А во вторую очередь – это сумасшедшая доза вдохновения. Это место, где можно узнать об уже существующих проектах. Ты можешь прийти и увидеть, насколько мощно развита индустрия в Украине. Многие в этом сомневаются просто потому, что они об этом не знают. Они не видели эти проекты, не понимают, кто и что делает. А «Город будущего» эту проблему решает.

– По опыту всех лет – изменилось ли качество проектов? Выросли ли они? Например, в 2015 г. нужно было потрудиться, чтобы найти хорошие проекты, а в этом году как?

– Во-первых, в «Городе» всегда добавляется новая область, новые районы. Например, в этому году мы добавили скульптуры и комиксы. Ну и, конечно же, все, что летает. В первом «Городе» не было космоса вообще, а сегодня – это его главная тема. И с каждым годом у нас получается открывать новые горизонты. Даже мне интересно, что будет в следующем году.

Количество и качество проектов растет. Видно, что экосистема развивается. Появляются хабы. Например, Concepter, который начинался как продуктовая компания, обзавелся бизнес-акселератором, который будет представлять пул стартапов в «Городе». То есть из участников экосистемы они стали важной частью ее инфраструктуры.

Самым явным показателем роста является то, что «Город» постоянно растет в размерах. В сравнении с первым годом – в три раза. Но даже при том, что на юбилейный iForum был арендован весь МВЦ, места оказалось мало. Поэтому, к сожалению, в последние две недели приходится отказывать проектам, так как не хватает места. Это при размерах «Города» в более чем 1 400 м2!

– Какие остаются проблемы?

– В первую очередь – это проблема коммуникации между проектами, коммуникация внутри экосистемы.

Наука, бизнес, технологии. Каждый растет в своем ограниченном круге знакомых. Своеобразном уютном пузырьке. И эти пузырьки слишком редко лопаются, открываясь миру или хотя бы своим коллегам по индустрии.

Медиа, которые рассказывают о технологиях, науке, бизнесе, есть и они развиваются. Это хорошо. За один год видно, насколько сильно они развились по количеству и качеству публикаций.

Но мне как человеку, который живо интересуется всей индустрией хай-тека в Украине, не хватает медиа, которое показало бы всю индустрию. И желательно – исключительно украинскую, чтобы понимать, кто тебя окружает. С кем ты трудишься рядом.

Остается еще проблема заинтересованности самих украинцев украинскими продуктами. Как я и говорил, люди в Украине не ценят того, что имеют. Возможно, потому что толком и не знают.

– Поделись историями успеха проектов, которыми ты гордишься.

– Я расскажу одну историю, которая случилась у меня на глазах. В Киеве живет Мария Ижутова. В 2013 г., когда только появились 3D-принтеры потребительского уровня, Маша начала ими заниматься. Ушла в это дело с головой и за пять лет построила самый большой в Украине магазин оборудования для 3D-печати 3DPrinter.ua. Когда она только начала, то все принтеры были импортные. Но она решила, что надо делать украинские. Не только по патриотическим соображениям, а больше по экономическим, потому что реально здесь сделать дешевле.

Сначала она запустила линейку самых простых 3D-принтеров. Корпуса из оргстекла, механические детали напечатаны на других принтерах, а электроника из Китая.

Конструкция этих принтеров не сильно отличается от ЧПУ станков, которые уже делали много лет до этого. С другой стороны, даже такое простое оборудование дает совершенно другие результаты, чем тот же станок для вырезания чего-либо.

Так вот, она решила поднять производство и начала с самых простых принтеров. В первый год существования «Города» на стенде стояло 90% импортных и максимум 10% украинских. Когда я спрашивал у нее информацию пару недель назад, то 90% продаж было за украинскими принтерами. За четыре года она умудрилась не только построить распределенное по всей Украине производство, но выпустила несколько линеек принтеров. От простых до весьма сложных.

Я изнутри вижу, как это происходит, сколько стоит, каких усилий требует. Но несмотря ни на что, у Маши получилось построить компанию, которая начинала с импорта, а сейчас успешно продает украинский продукт. При этом она плотно сотрудничает в Украине с компаниями, которые делают пластик. Вместе они осуществили составное импортозамещение, о котором все так много говорят.

Но больше всего меня восхищает сам подход Маши к жизни и ведению бизнеса. Маша – это человек, который занимается делом, в которое она верит и любит. Как-то еще в начале нашего знакомства я позвонил ей по какому-то делу и зашел разговор о том, кто чем по ночам занимался. Я в те времена просиживал ночами в харьковском KHackerSpace, а вот Маша, как оказалось, перебирала дома 3D-принтеры. Говорит: «Пришел принтер из Китая, и, чтобы его запустить и продать клиенту как можно скорее, пришлось разобрать, заменить пару странных деталей и собрать заново. Параллельно обзор написала, не зря же разбирала». Я спрашиваю: «И ты сама это делала?». Она говорит: «Ну да! А что я – отверткой и гаечными ключами не умею пользоваться? Часа четыре – и все работает как часы!». После этого у меня уже не было слов. При этом у Маши семья – муж и двое детей, она руководит бизнесом. Маша не инженер по образованию. Она просто любопытный, космический человек. Побольше бы таких собрать в одном месте в одно время. Тогда, думаю, «Город будущего» будет не просто функциональным прототипом, а настоящим городом на карте Украины.

 

Фото: Максим Лосев



Добавить комментарий