Разговор бизнесменов: почему украинские компании не инновационны

Разговор бизнесменов: почему украинские компании не инновационны

Как интегрировать современные технологии и инновационные решения в украинский бизнес? И кто кого должен стимулировать: бизнес – инновации или наоборот?

Партнер «Платформы развития инноваций» и соавтор концепции «Стратегия развития инноваций в Украине» Дмитрий Шестаков (на фото слева) спрашивает Евгения Саранцова, соучредителя TradeHub и BlackBox Capital, который был приглашенным спикером Школы глобальных рынков Kyiv-Mohyla Business School [kmbs].

– Инновации и бизнес прочно связаны между собой. За счет чего держится украинский бизнес? Инновационен ли он?

– Сейчас украинский бизнес не инновационен. Ведь культура воплощать инновации в компаниях не наша, не мы ее создали. Инновации приходят в Украину с глобальных рынков, или благодаря конкуренции, или из-за желания улучшить репутацию.

Почему украинский бизнес до сих пор не инновационный?

Думаю, самая большая проблема заключается в его ментальности. Украинский бизнес уверен, что выращенные на наших черноземах хлеба и через сто лет будут нужны миру. Украинцы убеждены, что все, чего можно коснуться рукой, вечно будет иметь ценность и приносить успех. Мы не готовы отказаться от сырьевой экономики, ее успеха в консервативном бизнесе. А украинский бизнес, собственно говоря, консервативен. Ведь в Украине доминируют рынки, на которых инновации не нужны или используются исключительно в формате «nice to have». В Украине практически невозможно, даже на уровне дискуссии, найти компании, которые считают, что без инноваций им не удержаться на рынке.

Самая большая проблема украинского бизнеса – в его ментальности

– Должны ли быть определены приоритетные направления развития бизнеса?

– Эти тренды также создаем не мы. Украинский бизнес всегда действовал по принципу «пока к нам не придет сильный конкурент, мы не осознаем, что должны меняться». Направления трансформации в Украине также определяются модой: «круто, чтобы все летали на дронах» или «круто иметь blockchain». Однако в действительности направления изменений должны определяться не модой, а угрозой – имеющейся или возможной в будущем. Для того чтобы видеть угрозы, нужно их научиться осознавать. Сегодня украинцы уверены, что черноземы будут кормить нас и дальше, а квартиры – это якобы лучшая инвестиция. Мы пока не осознаем эти угрозы.

– Сейчас Украина развивает агросектор. Но если идти от угроз, как вы предлагаете, – какие направления в этом смысле перспективны? Например, оборонная промышленность, IT, инжиниринг, если говорить о технических направления.

– Я рассматриваю этот вопрос несколько шире, поэтому отвечу немного в другом формате. Сейчас я могу говорить о пяти таких направлениях.

Первое – это изменение поведения потребителя. Например, оборонка. В последние годы среда стала более агрессивной, вследствие чего в отрасли началось активное движение. Мы почувствовали потребность в укреплении национальной безопасности и изменили отношение и свое поведение к направлению в целом.

Второе – это изменение бизнес-моделей. Пример из той же оборонки – беспилотники. После возникновения угрозы на востоке Украина стала чуть ли не мировым лидером по их производству. Что изменилось? Изменилась среда, возникла необходимость, причем не коммерческая, а из соображений безопасности, – и мы разработали лучшие в мире беспилотные летательные аппараты. Изменили бизнес-модель. Сейчас мы обладаем умением адаптироваться к ситуации. Нам надо научиться прогнозировать модели поведения, готовиться к угрозе заранее, а не реагировать на нее по факту.

Сейчас рынок капитала для инноваций почти отсутствует

Третье – нам крайне необходимо развитие инфраструктуры, нужны изменения в действующем законодательстве. Здесь не обойтись без поддержки государства, эта помощь должна быть конструктивной и действенной, а не угрожающей и разрушительной. Это значительный пласт работы, но он очень важен. Авторское право, льготы и субсидии для компаний-новаторов и многое другое требует внимания со стороны государства ради создания привлекательного бизнес-климата в стране.

Четвертое направление связано с необходимостью в изменении технологий, которыми мы сегодня пользуемся. Представим, что уже завтра будет создан искусственный интеллект, состоятся новые открытия в технических науках. Если их сделали не мы – они несут в себе потенциальную угрозу. Это следует учитывать.

Пятый момент – изменение поведения инвестора. Сейчас рынок капитала для инноваций почти отсутствует. В будущем инвесторы начнут вкладываться в компании, которые наиболее готовы к изменениям. А показатели готовности так или иначе связаны с успешным воплощением в жизнь направлений, о которых я говорил выше.

– Что может убедить бизнесмена продолжать дело в Украине?

– Нет никакого совета, кейса или панацеи. Надо привыкнуть, что мир изменился и этот процесс активно продолжается. Чтобы стать инноватором, патриотизма мало, потому что ты не можешь быть патриотом плохих дорог или низкой безопасности. Украинец любит малую родину, его интересует собственная семья, свой родной город, ближайшее окружение и друзья.

Ты не можешь быть патриотом плохих дорог или низкой безопасности

Уже совсем скоро нам придется очень быстро отвыкать от понятия «количество украинцев, проживающих в Украине» и привыкать к категории «время, которое украинец проводит на территории Украины». Мы будем летать туда, где лучшие условия жизни, где лучшие конференции, выше безопасность, где детям будет лучше учиться. Мы будем конкурировать за жителя страны или же просто как жители начнем исчезать. Украинцы – очень свободолюбивая и сознательная нация, мы более европейские, чем наши соседи, нас не привязать искусственными ценностями.

– Как улучшить бизнес-климат в Украине?

– В первую очередь нам нужно создать такую ​​модель внедрения новых практик, которая ускорила бы трансформацию бизнеса, в первую очередь отечественного. А для этого темп роста нашей экономики должен удвоиться. Потому что с той моделью, которую мы имеем сейчас, мы придем к желаемому результату лет через 30.

Итак, в первую очередь надо думать о модели трансформации украинского бизнеса в целом. Нам нужна модель, которая основывалась бы на лучших международных практиках или которая была бы способна быстро адаптировать эти практики в нашем бизнесе.

Государство тоже должно присоединиться к этому процессу. У нас есть инновационный совет при премьер-министре, который должен выполнять экспертно-совещательную функцию, но почему-то берет на себя ответственность решать, что является инновацией, а что нет. А государство должно создавать условия и предоставлять гарантии участникам внешнего и внутреннего рынка, вступающих в отношения.

– Какие из инноваций будут способствовать развитию бизнес-среды в Украине?

– Ответ кроется в самом вопросе. Лично я считаю, что нередко в наших разговорах «инновация» – это нечто материальное, какой-то продукт, который может сделать нас известными или популярными во всем мире. По моему мнению, это ошибочная установка, которая не принесет Украине пользы. Инновация – это процесс замены старого на качественно новое. И этот процесс нужно развернуть в сторону реального бизнеса, который приносит реальные результаты. Например, уже есть инновации, которые могут трансформировать наш агросектор, повысить обороноспособность, поменять бизнес-модели в важных для страны отраслях, способны улучшить инфраструктуру и наполнить бюджет.

Представим, что мы создали высокотехнологичный товар, который очень хорошо продается на экспорт. Существенно ли это повлияет на рост бюджета через год, два, три? Скорее, нет. Но если мы создадим рабочую модель, которая будет привлекать инвестиции в трансформацию украинского бизнеса, это даст стремительный рост в будущем. Поэтому я бы сегодня менял сам вектор, в котором ведется данная дискуссия.

Не тратьте деньги на очередной государственный стартап, вложите их в трансформацию украинского бизнеса!

Наш бизнес имеет определенные запросы, и с ними нужно работать! Не все технологии – это инновации. Некоторые фирмы вообще не знают о дронах, data science, blockchain. Бывает, приходишь в украинскую компанию и удивляешься: для них новейшие технологии закончились на 1С. Такие примеры показывают, что высокотехнологичные решения ничего не стоят сами по себе, стоимость формируется лишь моделью их использования. А в Украине, условно говоря, нам предлагают создать корабль, на котором мы все вместе счастливо полетим на Марс. Не тратьте деньги на очередной государственный стартап, а лучше вложите их в трансформацию украинского бизнеса!

– Каким компаниям вы симпатизируете?

– KMBS недавно опубликовал топ-20 украинских инновационных компаний. Я не со всем согласен, ведь где-то в половине случаев речь идет не совсем об инновациях. Но саму идею определять и называть инновационные компании считаю правильной. Нужно только выбрать методологию. Например, в мире наиболее инновационные компании определяются по объему бюджета, который они вкладывают в разработки и исследования. Порядок сумм может составлять до 4% от выручки. А сколько тратят «самые инновационные» украинские компании на поиск инноваций?

Еще один большой риск, связанный с инновациями в Украине, – это популизм. Мы забываем, что инновации – это реальные научные исследования, которые подтверждаются конкретными цифрами и понятными результатами. Чем больше мы будем дискредитировать эту тему, тем больше бизнес будет терять к ней интерес. Поэтому я призываю более качественно подходить к определению лучших инноваторов, проверяя себя и других – действительно ли мы говорим об инновационной деятельности?

– Кто кого должен стимулировать? Бизнес – инновации или наоборот?

– Хороший вопрос. Еще три года назад на Международном экономическом форуме мы вели дискуссию относительно технологий, а именно – о том, чего от них больше: проблем или возможностей.

Как только технологии начинают приносить нам проблем, мы начинаем их использовать. То есть сначала приходят проблемы, и лишь затем, чтобы защититься от них, украинцы начинают использовать технологии. А хочется, чтобы украинцы опережали время хотя бы на один шаг. Мой рецепт – открываться новому и не вариться в собственном соку.

В наших компаниях необходимо внедрять культуру озвучивания проблем

Один из известных примеров, который я часто встречаю, – желание работников доносить до своих руководителей только хорошие новости. Они неохотно говорят о проблемах и, что называется, не выносят сор из избы. Со временем такая компания начинает превращаться в бочку с кислыми огурцами и задыхаться в собственном вакууме. Я считаю, что в наших компаниях необходимо внедрять культуру озвучивания проблем. Надо выходить наружу и слушать, слышать, распознавать возможность. Даже если только 10% из услышанного показалось интересным для вашей компании – это прекрасно! Будущее – за взаимодействием между компанией и внешними игроками, за открытыми диалогами.

– Ваш худший и лучший прогноз для украинского бизнеса через 30–50 лет.

– Я считаю, что никто не может сделать такой долгосрочный прогноз. Но я верю, что украинцам хватит мудрости изменить модель поведения и перестать трансформироваться только под давлением проблем. Я верю, что мы научимся видеть угрозы и опережать время.