Стартап BetterMe: что лучше — «семья» или «спортивная команда»?

Стартап BetterMe: что лучше — «семья» или «спортивная команда»?

Как попасть в Топ-5 приложений на Apple App Store, набрать команду «с правильными мозгами», вырастить звезд в коллективе, чем отличается большая компании от маленькой и многое другое рассказал Николай Дыченко, CPO стартапа BetterMe, на конференции Iteracia.

Николай Дыченко, занимающий в стартапе BetterMe должность Chief Product Officer, или просто «директор по разработке продуктов», рассказал, как мобильное приложение его команды, о котором полтора года назад еще не знал никто, сегодня стабильно занимает место в Топ-5 в магазине Apple App Store в разделе Health & Fitness. При этом средняя оценка приложений BetterMe для iOS, которые инсталлировало уже 25 миллионов пользователей, составляет 4,5 балла из 5.

«Дом инноваций» продолжает публикацию репортажей с прошедшей в Киеве конференции Iteracia для продакт- и проджект-менеджеров. Тем, кто пропустил первую статью, рекомендуем ознакомиться: «От Prom.ua до EVO: как получить 100% комиссии и стать популярным».

О «правильных мозгах»

Как утверждает Николай Дыченко, стартап, который за 1,5 года представил семь приложений по разным видам активностей от похудения до йоги, подпадающих под определение «здоровье и фитнесс», сейчас насчитывает в штате 100 человек. Чтобы собрать «команду мечты», основатели стартапа искали «нужных людей». На свой подход к поиску идеальной команды BetterMe вдохновили известные истории про Мариссу Майер, самую молодую женщину-директора компании из списка Fortune 500, которая была 20-м сотрудником в Google, где сделала карьеру и поднялась до должности вице-президента, а после возглавляла Yahoo!.

Так, когда перед Мариссой была поставлена задача сделать дизайн Google, она его сделала; когда Сергей Брин назначил ее продакт-менеджером — она более, чем просто «преуспела» (кроме прочего, она вела проекты Google Search, Google Images, Google News, Google Maps, Google Books, Google Product Search, Google Toolbar, iGoogle и Gmail). И третья история: чтобы доказать возможность эффективной учебы в коллективе, по ее инициативе была создана программа Associate Product Manager, которая из выпускников вузов делала профессиональных «продактов». Эта «кузница кадров» подготовила львиную долю управленцев в Google, а выпускники программы со временем возглавили много других стартапов. Среди них — партнер в венчурной компании Sequoia Capital и бывшая СЕО Polyvore Джесс Ли, сооснователь Papaya Mobile, создатель соцсети FriendFeed (которая была куплена Facebook за круглую сумму) и компании Quip Брет Тейлор, директор по продукции в Dropbox Джефф Бартелма, основатель Storyworth Ник Баум, и Джини Ким, сооснователь и СЕО Nuna.

Вдохновленные историей, когда «правильный» профи может творить чудеса, а «правильное» обучение в коллективе приводит к впечатляющим результатам, создатели стартапа BetterMe начали поиск «правильных мозгов», людей с «правильным настроем». Такие люди должны были обладать опытом работы в большой корпорации, и их можно было дополнительно обучить специальным навыкам, необходимым для эффективной работы на соответствующей должности. Это основателям стартапа показалось более надежным способом, нежели попытки найти на каждую должность уникального человека, который бы отвечал всем требованиям до последней запятой. В итоге только двое из семи руководителей ИТ-компании BetterMe, стоявших у ее истоков, имели опыт работы в ИТ-компании… Тем не менее, успешность данного метода, очевидно, доказывают успехи стартапа!

О специализации

По словам Николая Дыченко, BetterMe придерживается мнения, что специалисты эффективнее, чем «генералисты» («специалисты широкого профиля», то есть «мастера на все руки»), и предпочитают на разные задачи направлять разных специалистов, нежели использовать навыки одного «генералиста».

Также в своей работе, когда компания вышла на рынок с готовыми продуктами, и дальнейшая задача – их усовершенствование и эффективное продвижение, — стартап перешел от «свободы» к «структурированной работе».

«На разных этапах развития компании нужны разные специалисты», — утверждает Николай. Сейчас BetterMe отказывается от услуг специалистов с моделью профессионального поведения «пират» (это те люди, которые способны ломать правила, быстро менять направление развития и движения, создавать что-то совершенно новое), переходя к работе с теми, кого называют «военные» (это люди, работающие по системе, которые пусть и могут быть более медленными, не такими креативными, но при этом способные обеспечивать стабильную и последовательную работу над устоявшимся проектом — без рисков).

На разных этапах развития компании нужны разные специалисты

Что касается рисков, то, как говорит Николай Дыченко, если маленькие компании не подвергаются атакам, то компанию №5 в США гарантированно атакуют. И для того, чтобы защитить себя от будущих и существующих атак, необходимо две меры.

  1. Защита от ошибок. Для защиты от ошибок существуют четко прописанные правила в компании (которые постоянно модифицируются под требования рынка, текущей ситуации и пр.) и юристы.
  2. Оценка рисков. В большом бизнесе необходимо понимать риски и уметь грамотно их оценивать, прежде чем наступил рисковый случай.

Еще одно важное правило: сотрудники должны учиться быстрее, чем развивается компания в целом. Если персонал учится медленнее, чем развивается компания, то это ведет к краху, так как они не успевают отвечать вызовам бизнеса.

Среди самых главных правил компании BetterMe — такое: «Мы не семья, мы — спортивная команда». Многие компании, современные стартапы, любой ценой держатся за персонал, а персонал держится за компанию. Атмосфера в коллективе, соответственно, семейная. Но, как считают в BetterMe, это не так эффективно, как реализовано в спорте, когда, при выборе стратегии команды, для выполнения задач в ее рамках берется профессионал, и он играет до тех пор, пока это необходимо команде. В спорте каждый год, каждый сезон — трансферы, переводы игроков из одной команды в другую. BetterMe старается придерживаться такой же стратегии, и поддерживает сотрудничество с отдельными специалистами только то время, пока их услуги необходимы. И — без обид, только бизнес!

Мы не семья, мы — спортивная команда

Как отметил Николай Дыченко, даже для растущей компании эффективность — не всегда главное. На стадии становления в стартапе работает правило «Spread over Efficiency» — лучше охватить максимальное количество ниш, а уже потом дорабатывать продукты. Сегодня, как утверждает CPO BetterMe, компания своими продуктами «закрыла все каналы, которые смогла закрыть».

Но времена меняются, и если изначально продуктовая команда составляла примерно 10% от общего числа персонала, то сейчас этот показатель около 28%. Ведь изначально упор был сделан на маркетинг, а сейчас, когда охват сделан, и нужно работать над качеством, сильный упор сделан именно на продукт.

***

В следующих репортажах с Iteracia «Дом инноваций» расскажет:

  • 6 советов для идеального проджект-менеджмента от вице-президента стартапа Petcube
  • как стартап ЛУН.ua от команды из трех человек в офисе на 9 квадратов вырос до бизнеса в 30 странах