Стартап ЛУН.ua: «продакты», кросс-функциональность, A/B тесты и рефакторинг

Стартап ЛУН.ua: «продакты», кросс-функциональность, A/B тесты и рефакторинг

CEO ЛУН Денис Цыганок на конференции Iteracia рассказал об опыте становления компании «Лучшая Украинская Недвижимость», о кросс-функциональных командах, их преимуществах и недостатках, о том, почему в A/B-тестировании важнее негативный опыт, и о том, в каких случаях нужно полностью переписывать программный код.

Тематический Google

Итак, 2008 год. Три студента-айтишника решили создать свой «тематический Google» — сайт для агрегации объявлений и поиска по представленным на рынке объектам недвижимости. Это направление ЛУН стартап сохраняет до сих пор, расширив функциональность.

Как сказал Денис Цыганок, если в Кремниевой Долине стартапы создаются в гаражах, то в Украине они создаются на кухне. Вот и три главных героя этой истории арендовали кухню, куда они приходили после занятий в вузе и принимались за разработку.

Два ключевых программиста в этой небольшой команде писали код на разных языках. Из-за этого, чтобы максимально упростить работу и исключить проблемы синхронизации данных в рамках проекта, сайт был жестко разделен на две функциональные части, максимально изолированные друг от друга. Первая часть — это «ядро», которое должно было собирать с разных сайтов объявления о недвижимости и обрабатывать их, а вторая — собственно, «сайт», который должен был обеспечить пользователям удобный поиск по собранным объявлениям.

История успеха

В 2008 году три программиста в кухне 9 кв. м. с тремя столами и компьютерами создали сайт ЛУН, который агрегировал предложения на рынке недвижимости Киева.

Сегодня стартап ЛУН располагается в пентхаусе площадью 900 квадратных метров, его бизнес распространился на 30 стран (на зарубежных рынках под брендом flatly) — это четыре платформы (около 20 продуктов) над которыми работает девять кросс-функциональных команд общей численностью около 100 человек.

Кросс-функциональная команда

Первые инвестиции и доход уходили на наращивание команды, но лишь в 2011-2012 году в коллективе появился дизайнер, с ним специалист по SEO, менеджер по продажам, и, кроме того, впервые была выделена роль продакт-менеджер. В 2012-2013 году проект ЛУН вышел на прибыльность и перевалил за рубеж в 1 миллион посетителей в месяц. В связи с ростом было решено переехать в большой офис. В новом помещении в 300 квадратных метров было четыре кабинета, поэтому коллектив из 16 человек разбили на четыре команды…

Двумя командами стали проекты «ЛУН» и «ЛУН Новостройки» со своими продакт-менеджерами. Еще в одну команду собрали специалистов по продажам вместе с контент-менеджерами, службой поддержки и офис-менеджером (то есть та часть коллектива, что общается с внешним миром), и еще одна команда — это были SEO с дизайнерами.

Изначально казалось логичным, что команда дизайнеров и команда SEO, сидя в одном кабинете, работают на всю компанию, обмениваясь опытом. Но конкуренция между отделами, пожелания разных менеджеров по продуктам из команд «ЛУН» и «ЛУН Новостройки», не позволяли оптимально распределить нагрузку: лучшие специалисты получали больше работы, количество контактов между сотрудниками отделов росло, а эффективность этих контактов падала.

Так стартап ЛУН пришел к концепции полного осознанного перехода на работу в кросс-функциональных командах. Сейчас, в 2019 году, в компании 9 кросс-функциональных команд. Три из них (Денис назвал их «Full House команды») объединяют практически всех специалистов, необходимых для обеспечения полного цикла работ: это разработчики, контент, продажи, маркетинг — они ведут самые большие, ключевые проекты в компании. Также были созданы команды HR и Machine Learning (группа занимается ИИ-технологиями «машинного обучения»), и, кроме того, отдельно существуют команда разработки продуктов, контент-команда, продажа, а также маркетинг.

Интересно, что в команде HR в ЛУН есть свой разработчик и дизайнер: они, к примеру, сделали бота для корпоративного мессенджера Slack, в котором удаленно, в автоматическом режиме, любой из сотрудников может зарегистрировать отсутствие по болезни, отгул, отпуск, рабочую поездку или сообщить о других своих планах.

Говоря о планах на будущее, Денис Цыганок отметил, что считает выстроенную систему хорошо масштабируемой. Потому что, даже если проект большой, в нем все равно можно выделить определенную часть, которую можно отдать кросс-функциональной команде. К примеру, как сказал Денис, у Booking.com около 100 команд, и проект сумел гармонично распределить среди них зоны ответственности.

CEO ЛУН при этом отметил, что лучше всего проект разбивать на такие части, в которых можно не только легко посчитать затратную часть, но и посчитать аудиторию, а еще лучше если для них можно посчитать доходную часть. И на данный момент большой команде ЛУН это удается.

Ранее «Дом инноваций» делился ключевыми моментами самых интересных докладов с конференции для продуктовых менеджеров.

Здесь первые лица известных в Украине и за ее пределами стартапов делились своим опытом.

Приглашаем почитать:

От Prom.ua до EVO: как получить 100% комиссии и стать популярным

Стартап BetterMe: что лучше — «семья» или «спортивная команда»?

A/B-тестирование

Денис Цыганок рассказал, что когда в компании возникает спор о том, какое решение лучше, то нет лучшего выхода, чем провести A/B тесты. И специально для того, чтобы запускать такие тесты и анализировать их результаты, в ЛУН была выделена роль продакт-аналитика.

Денис Цыганок говорит: «Бытует мнение, что A/B тесты существуют для того, чтобы проверять гипотезы и подтверждать успешность теории — например, какая функция лучше подойдет для пользователей. Я считаю, что A/B тесты в первую очередь нужны для получения «инсайтов»».

Так, CEO ЛУН утверждает, что можно получить больше пользы не от положительных результатов, а от отрицательных, когда какие-то функции не прошли A/B тест. В таком случае, начинаешь анализировать, почему функция не подошла потребителям, и получаешь большое количество полезной информации. С их помощью аналитики и дизайнеры получают представление, как мыслит пользователь. Это позволяет в итоге более точно понять своего клиента и обеспечить ему лучший user experience. (Ред.: о том, как анализ негативных исходов помогает глубинному пониманию ситуации, мы рассказывали в статье «20 главных причин закрытия стартапов: боремся с «ошибкой выжившего»»).

«Продакт-менеджер» — соединяющее звено команды

Рассказывая о роли «продакт-менеджера» (а Денис сам занимал эту роль долгое время), руководитель ЛУН определил свое видение предназначения менеджера по продукции в компании. «Продакт — это в первую очередь коммуникатор», — говорит Денис Цыганок.

В грамотно построенной команде продакту нужно в больше степени посвящать свое время тому, чтобы все специалисты и отделы под его руководством эффективно сотрудничали.

Продакт — это в первую очередь коммуникатор

Также Денис Цыганок выделил положительные и отрицательные черты кросс-функциональных команд, работающих под руководством продакт-менеджера:

  1. В таких командах более прозрачная коммуникация. Но есть и обратная сторона медали: при этом легче отвлекаешься от работы.
  2. У таких команд выше скорость экспериментов — они мобильнее и гибче. Однако, и тут есть свое «но»: чисто субъективно членам команды кажется, что им чаще приходится переделывать свою работу, что привносит некоторую неудовлетворенность. «Это действительно так, но это происходит потому, что в итоге команда реально делает гораздо больше!» — говорит Денис Цыганок.
  3. Быстрее и эффективнее происходит профессиональный рост специалистов. Это происходит потому, что даже новички получают в работу свое направление, где четко понимают, за что отвечают. Обратная сторона медали: «профессиональное одиночество», когда в стартапе вроде бы и работает 10 дизайнеров, но они не пересекаются по работе. Для борьбы с этим негативным явлением в команде ЛУН проводятся межкомандные мероприятия, внутренние хакатоны, и пр. «Тут также важны позиции CTO, CDO и других руководителей компании по разным специализациям, — отмечает Денис Цыганок, — Их задача — наладить обмен опытом между специалистами одного профиля, которые входят в состав разных кросс-функциональных команд».
  4. При такой работе сильные стороны продакт-менеджера автоматически становятся сильными сторонами разрабатываемого продукта. Если продакт разбирается в дизайне, то вместе с дизайнером он может быстро и существенно с точки зрения качества улучшить продукт. Но и минус, собственно, в том же: слабые стороны продакта переносятся на продукт, и если он, например, не понимает, что дизайн плохой, то он не сможет дать задачу проработать дизайн и проконтролировать работу. В ЛУН с этим борются через обучение продактов.
  5. Самое главное: кросс-функциональные команды со своей ясной целью безусловно мотивированы на результат. И это огромный плюс без негативных аспектов.

Правила коллектива ЛУН:

  • Переговоры больше, чем двух человек? Идите в комнату для переговоров.
  • Прежде, чем обратиться к другому сотруднику лично, сначала напишите ему в чат. Даже если сидите рядом с человеком, не отвлекайте его — никогда не знаешь, когда коллега находится глубоко в рабочем процессе, и его можно отвлечь, сбить с настроя.

Маленькими шажками к успеху

Команда ЛУН приняла для себя модель итерационной разработки. Как утверждает Денис Цыганок: «Итерационная разработка — это не про непродуманную архитектуру или непродуманные шаги. Итерационная разработка — это «Мысли глобально, действуй локально»».

Так, команда ЛУН, четко понимая, к каким целям движется, маленькими шажками, проверяя каждый из них, каждый раз получая дополнительную информацию от аудитории, движется вперед — таково видение руководства проекта.

Когда нужно все переделывать

Но на пути к большой цели иногда нужно остановиться, оценить перспективы, и, возможно, что-то в корне поменять. Для глобальных продуктов и проектов тоже нужно выделять время. Как отмечает Денис Цыганок, возможно, что всей команде разработки в таком режиме придется целый месяц сидеть и думать, вроде бы, сложа руки. Например, как перейти с PHP на Python, с MSQL на Elasticsearch, и так далее. Это непростые шаги, требующие усилий, продумывания, но иногда это необходимо.

CEO ЛУН Денис Цыганок поделился уроками, которые он вынес из работы в проекте:

  1. Необходимо планировать работу на половину уже пройденного жизненного цикла
  2. Не нужно делать два изменения в продукте одновременно
  3. Не стоит совмещать глобальный технологический и продуктовый рефакторинг (в случае с интернет-площадкой — дизайн сайта и программные технологии нельзя менять одновременно)
  4. Если все больше задач делается в два раза дольше, чем занял бы процесс разработки с нуля — пора делать глобальный рефакторинг

«Чтобы не оказаться через 20 лет в положении, в котором сегодня оказался Booking.com, нам нужно уже сейчас инвестировать время в своевременную миграцию», — говорит Денис Цыганок. Известная проблема Booking.com, точнее, программной платформы компании, состоит в том, что код платформы был написан более 20 лет назад на языке Perl, когда компания была маленьким стартапом из Нидерландов. И сейчас это их головная боль, так как этот язык программирования использует устаревшие на сегодняшний день подходы. Когда проект существенно разрастается, с каждым днем код для его платформы все сложнее переписать. Сейчас, как рассказывает Денис, уже глобальная компания Booking.com вынуждена держать в штате около тысячи разработчиков в сотне команд… но они все равно пишут на Perl.

«Именно поэтому процесс «переписывания» для нас — нормальная, регулярная процедура. Мы «летим в самолете» и постоянно его перестраиваем. И мы считаем, что это необходимо: ведь если сегодня стоять на месте, то через 5 лет будешь за бортом», — подвел итог руководитель ЛУН.