Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

Киевские студенты устраивают ночные экскурсии с элементами исторической реконструкции. Есть ли перспективы у такого гуманитарного стартапа?

На часах 20:00, но под корпусом киевского Института международных отношений полно народу. У входа в здание — несколько людей в военной форме.

Если присмотреться, замечаешь, что это форма без опознавательных знаков. Только синяя повязка с логотипом НАТО на левой руке выдает историков из проекта Night Stories (творческое объединение «Ночь в университете»). В прошлом году они выиграли конкурс стартапов, который проводило Министерство образования, а позже получили грант от НАТО на стажировку в Брюсселе.

Нынешняя экскурсия — это также результат коллаборации с НАТО и посвящена она деятельности Североатлантического альянса во времена холодной войны.

Один из военных взбирается на крыльцо и громко объявляет о старте экскурсии. Люди срываются со скамеек и направляются ко входу. Это лишь первая экскурсионная группа, за ней будут еще четыре.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

В холле университетского корпуса темно. Металлическая ограда, колючая проволока. Через импровизированную «границу» пытается прорваться женщина, но люди в форме ее останавливают. «Сколько вас? Тридцать пять? Проходите, только живо!» — один из «военных» указывает автоматом в сторону экскурсионной группы. Представление начинается.

За идею

Идея театрализованных экскурсий принадлежит студентам-историкам из Киевского национального университета им. Т. Шевченко во главе с Алексеем Руденко. В 2016 г. они провели первую «Ночь в Красном» — экскурсию по главному, красному корпусу родного университета. Затем были экскурсии по желтому корпусу Института филологии КНУ, по Научной библиотеке им. М. Максимовича, по корпусу факультета радиофизики, Парламентской библиотеке.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

Главное, от чего отталкиваются организаторы экскурсий, — это здание и его история. «Мы знакомимся с администрацией, зданием, историей и потом вместе ищем тему „ночи“. Обычно логично подавать историю здания с тем, что в нем происходило. Или брать определенный период, связанный с этим зданием», — рассказывает соосновательница проекта Галина Музычук.

В 2017 году Nights Stories впервые попробовала продавать билеты на свои экскурсии

Все это делалось на энтузиазме. В конце 2017 г. проект попробовали коммерциализировать. Совместно с Национальной общественной телерадиокомпанией (телеканал «UA:Перший») и Музеем телевидения провели экскурсию по «Карандашу» — зданию киевского телецентра. Речь шла о нефинансовой поддержке. «Нам дали в распоряжение огромное количество залов и территории, реквизит. „UA:Перший“ сделал рекламу и снял большое видео о нас», — вспоминает Галина Музычук.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

На эту экскурсию Night Stories впервые открыли продажу билетов.

Затем началась подготовка к «Ночи НАТО». Команда разработала тему экскурсии, сценарий и подала документы на финансовую поддержку. Рассмотрение документов обычно длится около двух месяцев, и затем приходит первый транш. Объем гранта от НАТО не раскрывается, но известно, что эти деньги ушли на реквизит и информационную поддержку экскурсий. Из всех проектов Night Stories «Ночь НАТО» была самой дорогой и трудоемкой.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

От социального проекта к бизнесу

Изначально студенты не собирались зарабатывать на экскурсиях вообще, а свою деятельность считали, скорее, общественной. На конкурсе МОН проект проходил как социальный.

Сначала студенты не думали зарабатывать на экскурсиях вообще

«После победы команды я предложила провести менторские сессии с ее капитаном. Выяснилось, что об оплате своего труда они не задумывались из-за высоких моральных соображений. Но все же мы рассмотрели возможные бизнес-модели», — вспоминает CEO проекта Startup Kyiv Алевтина Пабст, которая входила в жюри конкурса МОН.

Поскольку команда была очень занята на тот момент, они ограничились одной сессией. «Каково было мое удивление и восхищение, когда капитан команды более чем полгода спустя подошла ко мне на уже втором конкурсе инноваций от МОН и сказала, что финансовую модель, которую мы обсуждали, они успешно внедрили. И сейчас получают первые доходы, занимаясь любимым делом», — рассказывает Алевтина Пабст.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

Говорить о прибыли или выходе на окупаемость пока рано. Но чем дальше, тем сложнее становится держать проект на одном только энтузиазме — у многих студентов появляется основная работа и меньше времени остается на такие активности. Всего в проекте задействовано около 50 актеров-аматоров.

Поэтому творческое объединение будет смотреть в сторону коммерциализации. По словам Галины Музычук, постепенно будут вводить билеты на разных экскурсиях. «Сейчас у нас есть план развития проекта. Но над бизнес-стратегией еще надо поработать», — признается она.

Просто добавь IT

Основатель сети академических инкубаторов YEP Андрей Заикин рассказывает, что подобные стартапы в мире обычно работают как в сегменте B2C, так и в B2B — то есть или продают экскурсии людям напрямую, или организовывают на заказ. В качестве корпоративов, например. «В крупных IT-компаниях сейчас популярно проводить мероприятия для общего развития сотрудников, поэтому они и становятся основными клиентами таких стартапов», — объясняет собеседник.

Стартап с историей. Чем студенты-гуманитарии «подкупили» НАТО

Впрочем, по его словам, стартапы, которые предоставляют услуги, еще и офлайн-услуги, могут иметь проблемы с масштабированием. Выходом для них будет развитие и продажа франшизы.

«Команде есть куда развиваться», — считает Андрей Заикин. По его мнению, к своему базовому продукту стартап может добавить современные технологии дополненной реальности, чтобы, например, дорисовывать места экскурсий такими, какими они были в прошлом.