Система экстренного оповещения, которой нет

0
178
Система экстренного оповещения, которой нет
За многие годы Украине так и не удалось создать систему экстренного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Есть только отдельные инициативы операторов связи и некоторых госорганов. Как они работают и могут ли заменить полноценную общегосударственную систему, выяснил «Дом инноваций».

Подарок киберполиции

Оператор связи lifecell 26 сентября передал государству в пользование систему экстренного оповещения ENS (Emergency Notification System). Департамент киберполиции Национальной полиции Украины уже провел тестирование и теперь будет ее основным пользователем. В базе киберполиции уже 560 субъектов, которые будут получать оповещения в случае кибератак и чрезвычайных ситуаций. Это будет звонок, SMS-сообщение или электронное письмо с дальнейшими инструкциями, как действовать и что делать.

Как заверил председатель киберполиции Сергей Демедюк, за несколько секунд с мобильного или компьютера можно прислать оповещения тысячам пользователей. Сначала его получат специалисты соответствующих департаментов, а уже потом – конечные пользователи. «Кибератаки, которые уже состоялись на украинские предприятия, показали, что оперативное реагирование – это первое мероприятие, которое требуется для успешной ее ликвидации», – считает Демедюк. Он рассказывает, что даже в тестовый период благодаря системе удалось предотвратить распространение вредоносного программного обеспечения в одной из компаний.

Ранее инструкции госорганам присылались по электронной почте, а потому адресат не всегда мог увидеть их вовремя. «Например, едет человек в машине, и ему приходит это письмо. Или если атака состоялась посреди ночи – конечно, он не прочитает письмо сразу. В этом случае звонок на мобильный сработает эффективнее», – рассказывает Демедюк. Все же для соблюдения формальной процедуры инструкции будут дублироваться по электронной почте даже после внедрения ENS.

Бизнес и пиар

ENS – это по сути платформа для массовой рассылки сообщений, которую могут использовать госорганы. С самого начала она разрабатывалась для внутреннего использования lifecell: примерно раз в месяц служба безопасности оператора делает рассылку сообщений сотрудникам.

Аналогичные системы есть и у других операторов. «Трудно сказать, почему не обратились в нашу компанию, опыт внедрения и обслуживания подобных систем у нас есть», – говорит пресс-секретарь «Vodafone Украина» Виктория Павловская.

Кроме того, в Украине есть большое количество не связанных с операторами программ для массовой рассылки. Их используют, например, торговые сети, чтобы по номеру телефона информировать клиентов о скидках. «Но они все платные», – объясняет Сергей Демедюк. Свою же систему lifecell передает бесплатно. По словам директора по коммуникациям lifecell Юлии Фурмановой, для компании это часть программы корпоративной социальной ответственности. «Это на 100% украинское решение, созданное в украинском офисе», – заверил главный исполнительный директор lifecell Исмет Языджы. По его словам, оператор планирует продавать такую же платформу частным компаниям, домохозяйствам, частным лицам. Коммерческая часть проекта должна начаться до конца года, тарифы на услугу пока не раскрываются.

Во время пресс-конференции журналистам продемонстировали работу системы, разослав тестовые сообщения
Во время пресс-конференции журналистам продемонстировали работу системы, разослав тестовые сообщения

По словам Демедюка, сейчас частные компании могут бесплатно приобщиться к системе, если раскроют киберполиции свои конфиденциальные данные и пройдут верификацию. А именно, предоставят номера телефонов, IP-адреса, информацию о девайсах своих работников и программном обеспечении – это все нужно для определения угрозы и отправки сообщений. Для рассылки используются открытые каналы, и информация направляется также открытая.

На уровне стран

Главный вопрос: что от внедрения этой системы получат рядовые пользователи мобильной связи? Будут ли они получать уведомления? Ответ: нет.

Для массового информирования населения о чрезвычайных ситуациях должны использоваться другие системы, которые позволяют делать рассылку по геолокации. Причем информация отправляется по разным каналам, включая мобильные и фиксированные сети связи.

Вот пример работы такой системы в США. Во время ливня в Нью-Йорке абоненты мобильных операторов получили Push-сообщения о подтоплении нескольких станций от Национальной службы погоды. Аналогичное сообщение, но уже через сервис Google, получили пользователи смартфонов, подключены к Wi-Fi.

Система екстреного оповіщення, якої немаєТакие оповещения также могут отправлять органы общественной безопасности, Национальный центр по проблемам исчезновения детей, президент США. В сообщении всегда указывается, кто именно его отправил.

Также в США есть отдельная система аварийного оповещения, где задействованы и другие каналы связи – телевидение, радио.

В Японии для экстренного оповещения о природных катаклизмах также используются различные каналы, включая мобильную связь, громкоговорители и телевизионный эфир. Сообщение о приближении землетрясения может появиться на экране телевизора прямо во время развлекательного шоу или выпуска новостей.

В Украине традиционно существовали общегосударственные, территориальные и локальные системы оповещения, где использовались электросирены, громкоговорители, радиоточки. Но они устарели.

Новую систему экстренного оповещения пытались построить и не раз. В 2008 году был разработан образец системы, но из-за нехватки финансирования работу прекратили. На модернизацию планировали потратить около 20 млн гривен из бюджета.

Разговоры возобновились, когда Украина готовилась к футбольному чемпионату «Евро-2012» и создавала аналог американской экстренной службы 911 – службу 112. Однако действенная система оповещения в стране так и не появилась.

Какие оповещения вы все-таки можете получить

В некоторых случаях пользователи мобильной связи в Украине могут получать сообщения от государственных служб. Это, опять же, результат совместных инициатив с операторами связи. Так, с 15 сентября «Киевстар» и Национальная полиция Украины начали вместе искать пропавших детей. Это работает так: всем абонентам, которые находятся рядом с зоной исчезновения ребенка, отправляется SMS. Сообщение содержит информацию о ребенке, обстоятельства его исчезновения, ссылку на сайт с фотографией, а также контакты полиции, куда могут обращаться потенциальные свидетели, которые хотят помочь в поисках. Также «Киевстар» давно сотрудничает с МЧС на западе Украины: каналы оператора используются для SMS-уведомлений с тренировочной целью во время различных учений. «В то же время, мы считаем необходимой разработку единой системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях по примеру мировых практик. К сожалению, такого механизма в Украине нет», – ответили в пресс-службе «Киевстар». Рабочая и действенная технологическая модель должна быть утверждена на уровне нормативно-правовых актов. Со своей стороны оператор готов сотрудничать с государством в рамках этой модели.

«Vodafone Украина» в настоящее время разрабатывает вместе со Службой безопасности Украины эффективную систему взаимодействия в экстренных случаях на базе SIEM систем. То есть, речь идет об автоматизированном онлайн-анализе угроз и оповещении о них. Поскольку проект находится на стадии разработки, его детали не раскрываются. «Сейчас активно идут переговоры с мобильными операторами о создании общенациональной системы уведомлений. И надеюсь, что сотрудничество с lifecell даст этому процессу толчок», – добавил Сергей Демедюк.

Підписуйтесь на наш канал у Telegram

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here