В жизни Украины становится все больше Китая. На днях мэр Киева Виталий Кличко и заместитель председателя правления China Pacific Construction Group Го Уин подписали соглашение о совместном строительстве четвертой линии метро в Киеве. Стоимость проекта оценивают в $2 млрд, а 85% этой суммы предоставят китайские финансовые учреждения в качестве кредита.
КНР – один из крупнейших торговых, кредитных, а теперь еще и инфраструктурных партнеров Украины. China Harbour Engineering Company Ltd. по заказу Администрации морских портов Украины проводит дноуглубление в морском порту Южный. Китайские технологические компании Huawei и ZTE поставляют украинским мобильным операторам оборудование для сетей 3G. Еще с десяток инфраструктурных проектов находится на стадии переговоров.
Неудивительно, что инициированный Кабмином первый в Украине форум инноваций Innovation Market посетила целая делегация из Китайской Народной Республики.
На открытии выступили посол КНР в Украине Ду Вэй и заместитель министра науки и технологий КНР Ли Мен. А большая часть выставочного зала была отведена под китайские инновации.
«Дом инноваций» узнал, что компании из Поднебесной привезли в Украину и почему.
Самоуправляемые лодки
О самоуправляемых автомобилях говорят много. А как насчет лодок? Китайская компания Ocean Alpha представила на Innovation Market свое детище: автономное судно ESM30, которому не нужны капитан и экипаж. Плавсредством можно управлять дистанционно либо же задать предварительно траекторию движения без участия человека.
Используют его для мониторинга качества воды на озерах и реках города Ухань провинции Хубэй. Всего там 166 озер, которые занимают 25% населенного пункта, или свыше 2 200 км².
Бюро по охране окружающей среды города с помощью лодки берет образцы воды, замеряет ее температуру и электропроводимость, уровень pH, кислорода и мутности.
Похожие лодки, но оснащенные специальными датчиками, можно использовать для береговой охраны.
Скоростной поезд
До 2008 г. средняя скорость железнодорожного движения в Китае была очень низкой, около 50 км/ч. Но затем правительство взяло курс на строительство скоростных железных дорог и запуск скоростных поездов.
Поезд CRH-380A – как раз один из них. Он появился в 2010 г. Такой состав может двигаться со скоростью 380 км/ч. А его тестовая рабочая скорость – 486,1 км/час – вообще бьет все рекорды. В этом поезде не получится рассмотреть пейзажи за окном. Но зато можно быстро добраться из Шанхая в Ханчжоу (это 160 км), из Пекина в Шанхай (800 км) и Гуанчжоу (2 000 км), а также к острову Хайнань.
В конструкции CRH-380A использованы легкие материалы и технологии снижения уровня шума и вибрации в салоне. Производитель этих поездов – China Railway Rolling Stock Group (CRRC).
Конечно же, сам подвижный состав никто в Украину не вез. Но привезли два макета длиной по несколько метров каждый.
Самый большой радиотелескоп
В китайской провинции Гуйчжоу находится FAST – самый большой радиотелескоп в мире. Его диаметр составляет 500 м.
Гигантский аппарат открыли относительно недавно: в конце 2016 г. С момента разработки концепции до запуска телескопа в эксплуатацию прошло 20 лет. На cтроительство потратили $185 млн. В процессе пришлось расселить несколько тысяч человек, которые проживали в пятикилометровой зоне вокруг будущего телескопа.
FAST имеет шесть опорных мачт и расположен в естественном углублении. Все это можно было рассмотреть на Innovation Market.
Главный конкурент китайского великана – это радиотелескоп Arecibo в Пуэрто-Рико, построенный в 1963 г. До 2016 г. он был самым большим радиотелескопом в мире.
Спутник для мониторинга выбросов углекислого газа
Еще один экспонат – модель запущенного в 2016 г. спутника SanTan для мониторинга уровня CO₂ в атмосфере. Это первый в Китае и третий в мире спутник подобного типа. Ранее аналогичные спутники запускали Япония и США.
Весит SanTan около 500 г при габаритах 180х100х200 см в сложенном состоянии.
Отслеживание количества CO₂ – это важная часть борьбы с климатическими изменениями. Мониторинг помогает определять конкретные источники выбросов и оценивать, как страны – участники Парижского климатического соглашения выполняют свои обязательства.
Между тем, среди всех стран мира Китай выбрасывает больше всего углекислого газа в атмосферу.
Капсула для эндоскопии
Еще одна китайская разработка – это капсулы для эндоскопии кишечника OMOM производства Jinshan Group. Работает это следующим образом: пациент глотает одноразовую стерильную капсулу, она проходит по пищеводу, желудку, двенадцатиперстной кишке, тонкому кишечнику и автоматически делает цветные снимки. За 8 ч получается около 60 000 снимков. Они поступают на рабочую станцию врача, который и ставит диагноз.
Эти капсулы уже используют четыре украинские клиники: Медцентр Св. Параскевы во Львове, клиники Doctor Sam и «Оксфорд Медикал» в Киеве и Киевская областная клиническая больница.
Остальные медучреждения, где есть услуга капсульной эндоскопии, используют другое оборудование. Ведь похожие капсулы PillCam выпускает израильская компания Given Imaging (сейчас она входит в структуру ирландской Medtronic). Капсулы собственного производства есть у японской корпорации Olympus и еще у нескольких производителей в разных странах.
В целом, свои достижения на Innovation Market представили 92 китайские компании. У некоторых из них уже есть партнеры в Украине. Остальные говорят, что в поисках.