Игры разума: почему школьники «тупеют» во время каникул?

Ігри розуму: чому школярі «тупішають» під час канікул?

По какому принципу наш мозг выбирает, что забыть, а что запомнить надолго, объясняет нейрофизиолог Виктория Кравченко.

Несколько раз в год школьники уходят на долгожданные каникулы и, по частым утверждениям учителей, благополучно «забывают все, чему их учили». Но действительно ли учебный материал забывают так быстро, и как избежать тотального «отупения», связанного с отдыхом?

Кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и анатомии УНЦ «Институт биологии и медицины» КНУ имени Тараса Шевченко Виктория Кравченко специально для «Дома инноваций» приоткрыла завесу тайны.

нейрофізіолог Вікторія Кравченко

Нейрофизиолог Виктория Кравченко

Что выучили, то и запомнили

По словам Виктории Кравченко, скорость забывания материала зависит от нескольких факторов.

Прежде всего – от качества усвоения материала и физиологического состояния ребенка накануне каникул. К примеру, хронический стресс и недосып способствуют тому, что материал «влетает в одно ухо, а вылетает в другое».

Если знания и навыки многократно использовали во время семестра, двухнедельный перерыв совсем незначительно повлияет на скорость выполнения знакомых операций. Когда же материал «свежий», он имеет все шансы быть забытым.

На самом деле «потеря» части знаний на каникулах не признак низкого интеллекта, а свойство нервной системы не поддерживать функционирование тех нервных путей, которые не используют (use it or lose it – используй это или потеряй).

Ежедневно человеческий мозг обрабатывает огромное количество информации и параллельно с «загрузкой» новой «стирает» старую и ненужную. Процесс «cтирания» происходит преимущественно во время сна, когда ослабляются связи между теми нейронами, которые не были использованы несколько раз в течение дня (материал, который не повторяли).

Если материал не повторять, то 70% выученного забывается в первые сутки

Со времен пионерских исследований Германа Эббингауза в 1885 г. было многократно доказано, что если какой-то материал не повторять, то 70% выученного забывается в течение первых суток, а еще 10% – в течение вторых. И процесс стирания информации на этом не останавливается.

Именно по этой причине после школьных каникул становится сложнее справиться с задачами, которые до этого легко решались.

Как не потерять знания

Несмотря на то что забывание – это нормальный процесс для человеческого мозга, с ним можно и нужно бороться, поддерживая свой уровень знаний. Мозгу нужно лишь «подсказать», что определенный материал забывать все же не стоит, и для этого существует несколько путей.

Во-первых, использовать мнемонические техники во время обучения – внешние ассоциации, созвучные слова и другие приемы, которые требуют определенных навыков и усилий со стороны ученика.

Во-вторых, регулярно повторять информацию, несмотря на каникулы. Причем не обязательно в той же форме, что презентовалась во время урока.

Школьникам во время каникул в идеале необходимо ежедневно уделять хоть немного времени повторению важного и сложного материала. Таким образом происходят системные изменения на клеточном уровне, ведущие к образованию большего количества контактов между нейронами, которые задействованы в процессе формирования памятного следа.

Избежать «отупения» во время каникул можно – достаточно регулярно использовать нужные знания, экспериментируя с форматом

Излюбленный вариант школьников и студентов – «выучить все в последний момент» позволяет вспомнить изученное лишь однократно, например, во время экзамена. Но полученная таким образом информация не проходит необходимые этапы процесса консолидации с участием гиппокампа (части лимбической системы мозга), поскольку для этого обязательны регулярные повторы и полноценный сон между ними.

У большинства школьников постоянное повторение не вызывает восторга, поэтому для борьбы с потерей знаний можно использовать креативный подход. Виктория Кравченко советует создать настольную игру c карточками разного цвета (цвет соответствует определенной дисциплине) с заданиями (алгебраические примеры, названия стран, физические формулы, единицы измерения, исторические даты и т. п.). И предложить участникам по очереди тянуть карточки разного цвета. В такой форме повторение проходит незаметно, добавляется соревновательный дух, а продуманные маленькие вознаграждения активизируют дофаминовые нейроны участников, побуждая их повторять игру.

Избежать «отупения» во время каникул можно – достаточно регулярно использовать нужные знания, экспериментируя с форматом.



Добавить комментарий