Инновации под пылью: малоизвестные факты об украинской «Мрии»

Инновации под пылью: малоизвестные факты об украинской «Мрии»

Инженерная гордость Украины самолет Ан-225 отправился в первый за долгое время рейс. Какая она сегодня – украинская инновация 30-летней давности?

Крупнейший в мире транспортный самолет, украинский Ан-225 «Мрия», 3 апреля впервые за полтора года полетел в коммерческий рейс. Без груза он отбыл из Киева в Лейпциг (Германия), а оттуда уже с нагрузкой в ​​150 т отправится в Саудовскую Аравию. Всего на апрель запланировано четыре коммерческих рейса. Также есть перспектива крупного контракта на серию рейсов по Латинской Америке.

«Мрию» называют «самолетом-легендой», ведь на ее счету более 200 рекордов, зафиксированных Международной авиационной федерацией и в Книге рекордов Гиннесса. Среди них – абсолютный рекорд грузоподъемности. В 2001 г. «Мрии» удалось поднять 253,8 т груза на высоту 10 700 м. Предыдущий рекорд принадлежал также украинскому самолету: Ан-124 «Руслан» поднял 170 т на высоту 10 750 м. «Для „Руслана“ это был верх его возможностей. А вот „Мрия“ спокойно перевозит коммерческие грузы до 250 т», – рассказывает директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» Михаил Харченко, который принимал участие в обоих полетах.

Самолет создан конструкторским бюро им. Антонова еще в 1988 г. и относится к категории сверхтяжелых транспортных самолетов. Масса пустого судна составляет 250 т. Его длина – 84 м, высота – 18,1 м. Размах крыла – 88,4 м. Каждая из основных стоек шасси имеет семь пар колес.

Кому сейчас нужен самолет-гигант, какие необычные грузы бывали на его борту и сколько стоит строительство новой «Мрии», выяснял «Дом инноваций».

Необычные грузы

«Мрия» выполняет коммерческие рейсы для клиентов со всего мира. Однако заказывают ее крайне редко – если компании нужно перевезти крупногабаритный груз и она не укладывается в сроки поставки по своим контрактам. Штрафы за срыв сроков в таких случаях чрезвычайно высокие, больше стоимости перевозки груза самолетом. Если компания-поставщик имеет достаточно времени, то крупные конструкции обычно перевозит морем.

За все годы на борту «Мрии» побывали и нефтяные установки с вышками, и энергетические системы, и спутники, и части самолетов и целые вертолеты. Перевозка оружия и военной техники – также обычное дело, ведь ГП «Антонов» подчинено государственному концерну «Укроборонпром» и сотрудничает с НАТО.

Самый необычный груз, который приходилось перевозить Ан-225, – это 12-метровый роботизированный дракон весом 45 т. Дракон был подарком французского театра La Machine китайскому народу в знак 50-летия дипломатических отношений между государствами.

Безопасность полетов

Поскольку «Мрию» создавали в 1980-е годы, ее авионика (бортовое радиоэлектронное оборудование) отличается от оснащения современных самолетов. «Да, на „Мрии“ и „Руслане“ нет сплошных стеклянных кабин, полностью обставленных экранами, ведь самолет и его кабина проектировались в 80-е годы. Однако мы постоянно добавляем туда новые системы, чтобы соответствовать всем требованиям международного авиасообщества к современным самолетам», – рассказывает Михаил Харченко.

По его словам, требования к воздушным судам постоянно растут. Обычно они связаны с точностью управления. Ведь количество самолетов увеличивается и в воздушном пространстве становится тесно. Поэтому машины эшелонируются по высоте, по разному курсу. Они должны строго придерживаться заданного эшелона, чтобы не столкнуться. Если раньше расстояние между эшелонами было 600 м, то сейчас его пришлось уменьшить до 300 м.

Также ужесточаются требования к двигателям по эмиссии (выбросу вредных веществ в атмосферу) и уровню шума.

Управлять «Мрией» могут лишь пилоты «Авиалиний Антонова». Общее количество летного состава в компании – 140 человек. На борту, который полетел в Лейпциг, находилось восемь человек с капитаном Дмитрием Антоновым. Обычно и на «Мрии», и на «Руслане» летает усиленный экипаж: по два командира, вторых пилота, штурмана и бортинженера.

Сколько денег ежегодно тратят на модернизацию оборудования и обучение пилотов, Михаил Харченко не смог сказать, сославшись на коммерческую тайну.

Цена «Мрии»

Фиксированных расценок на заказ «Мрии» нет. В каждом конкретном случае цена зависит от многих условий. Например, от типа груза или региона, куда надо его доставить. На каждую перевозку заключают индивидуальный контракт. Стоимость рейсов вроде нынешнего перелета в Лейпциг варьируется в пределах $600 000–800 000.

Самолет Ан-225 существует в единственном экземпляре. Однако разговоры о строительстве второго такого судна идут уже давно. Так, в 2016 г. появились слухи о соглашении с Airspace Industry Corporation of China и продаже ей прав на создание второго, модернизированного экземпляра. Однако в ГП «Антонов» эти слухи опровергают. «Это фейк чистой воды. Не знаю, кто его распространял», – рассказывает Михаил Харченко. Впрочем, он не исключает возможности изготовления второй «Мрии» китайскими компаниями вместе с нашим предприятием. И уверен, что без помощи ГП «Антонов» китайцам это не удастся. «Это лишь вопрос цены», – добавляет г-н Харченко.

Інновації під пилом: маловідомі факти про українську «Мрію» Инновации под пылью: малоизвестные факты об украинской «Мрии»

По словам директора «Авиалиний Антонова», на создание второго экземпляра «Мечты» нужны сотни миллионов долларов. «Я боюсь назвать точную цифру – двести или триста, – но это точно больше ста миллионов долларов», – утверждает он. Такова цена современных самолетов. Например, Boeing 787 Dreamliner стоит около $300 млн.



Добавить комментарий